Международное положение России и Государственная власть
19-го ноября Управляющим Иностранных Дел Ю. В. Ключниковым были приняты представители прессы, в беседе с которыми Ю. В. Ключников высказал следующее мнение о международном положении России и происходящих событиях.
События развиваются с головокружительной быстротой, начал министр, и политическая обстановка быстро изменяется, как на западе так и у нас. Разумеется, решающую роль для жизни всех стран играет факт победного перемирия наших союзников с Германией, за которым, последует мир. Условия перемирия дают России возможность считать, что ни одно из обещаний ей союзниками не забыто, что она ими не покинута и снова может стать великой и сильной. Международная обстановка сложилась таким образом, что сильная Россия нужна всем. Она - необходимое условие международного равновесия и вместе с тем - условие образования лиги наций, или лиги государств, которая по благородному почину президента Вильсона, должна быть создана, как итог войны и предотвращение будущих войн.
Приходится отметить, как нечто весьма радостное, с точки зрения положения России, то, что не приходилось бы отмечать и что само собой разумелось вне условий нашего революционного времени. — Россия сама хочет быть сильной великой и единой. Если бы Россия осталась ослабленной и раздробленной она действовала бы против разума истории и совершила бы преступление по отношению к прогрессу, культуре и мировой солидарности, а все те, кто способствовал бы ей в этом, совершали бы преступление еще более тяжкое, чем ее собственное преступление. Но, повторяю, Россия хочет быть единой, сильной и великой и будет такой.
Вопрос только в том, какими путями предстоит ей достичь своей цели?
Акт Уфимского Совещания 28-го сентября 1918 года был первым актом, ярким образом обнаружившим волю России к единству и силе. Отдельные области России, жившие до того в различных условиях и по разному отражавшие революционные настроения различных национальных групп и политических партий, все объединились для воссоздания Всероссийской власти.
С 28-го сентября, следовательно, совершился резкий перелом в отношении России к самой себе. Почувствовалось, что помимо тех областей или частей России, от имени которых был подписан акт Уфимского совещания, к этому акту будут присоединяться и другие области. Так и случилось. О своем подчинении Всероссийской власти заявили Север Европейской России и Дальний Восток.
Еще не менее важным шагом вперед в смысле торжества идеи Всероссийской власти, был акт, опубликованный 4-го ноября, в силу которого областные автономии временно устранялись, и, в частности Временное Сибирское Правительство отказалось от своих верховных прав и прерогатив во имя Временного Всероссийского Правительства. Эта жертва со стороны сильного государства Правительству, лишенному всякой фактической силы и опиравшемуся лишь на всеобщее сознание необходимости объединения России, особенно прекрасно. Можно сказать, что Всероссийская власть получила силу только потому, что провозгласила себя Всероссийской.
С самого начала было ясно, что власть созданная в Уфе внутренне не крепка, компромиссна и противоречива. Члены левого крыла ее не всегда умели возвыситься над уровнем партийных требований. Правое ее крыло, во имя сохранения единства власти, оказывалось вынужденным уступать, в известной мере там, где страна не хотела уступок. В некоторых случаях власть оставалась пассивной и бездейственной, так как не могла найти нужного для действий единства воли. Не удивительно поэтому, что с самого начала она не пользовалась искренней поддержкой народа и лишь искусственно держалась в надежде, что естественный ход событий сам изменит ее основания. Создавшееся положение многих заставляло с большой опаской относиться к Правительству, которое хотело благодаря левому своему крылу, с полной буквальностью поддерживать все уфимские обещания.
Несколько дней тому назад, в виду всех обстоятельств о которых я говорил, я счел себя вынужденным подать Временному Правительству докладную записку, в которой указывал на необходимость для него опубликовать следующего рода заявление.
1) Заключение мира весьма сильно приближает дело Всероссийского объединение и возлагает на Правительство совершенно новыя задачи и обязанности.
2) Сохраняя титул Всероссийской власти, Временное Всероссийское Правительство не может отметать от себя те части России, которые должны и хотели бы подчиниться ему, но не в состоянии целиком принять на себя обязательства, заключающиеся в акте Уфимского Совещания.
3) Акт Уфимского совещания может быть в близком будущем восполнен новым конституционным актом, причем на Временное Всероссийское Правительство падет лишь обязанность отстаивать каждый из пунктов Уфимского акта по мере возможности, но не обязанность, во что бы то ни стало, отстоять в нем каждый из пунктов.
4) При создавшемся положении созыв Учредительного Собрания на основах, принятых на Уфимском совещании Временным Всероссийским Правительством, был бы не планомерным и осуществлен не будет.
5) В виду необходимости поставить членов Учредительного Собрания на территории всей России в одинаковые правовые условия Съезд членов Учредительного Собрания прекращает свои полномочия.
6) Как раньше Временное Всероссийское Правительство должно было сложить свои полномочия к моменту созыва Учредительного Собрания, так ныне оно должно сделать это к моменту объединения всех главнейших русских правительств.
7) До момента объединения всех этих правительств Временное Всероссийское Правительство считает себя вправе изменять в той мере и характер своих полномочий, в котором это требуется задачами всероссийского объединения и будет одобрено с точки зрения политической целесообразности Советом Министров.
8) При наличии всех этих условий Временное Всероссийское Правительство приложит все усилия к тому, чтобы быть признанным иностранными державами.
В среде Временного Правительства, как и следовало ожидать, тезисы моей записки встретили не одинаковый прием, но Совет Министров отнесся к ним с чрезвычайным вниманием и признал их подлежащими срочному обсуждению, каковое и назначил на понедельник 18 ноября. Можно было надеяться, что если бы перечисленные заявления были сделаны, правительственный кризис, который назревал и ясно чувствовался всеми, был бы отсрочен или благополучно разрешился бы сам собою. Однако события предупредили окончательное рассмотрение и принятие подсказывавшихся условиями момента решений и всем известен конституционный кризис, происшедший в ночь на 18 ноября.
По отношению к вопросу о международном положении России на мирном конгрессе Временному правительству подсказывался ряд следующих соображений.
Наш заграничный дипломатический корпус, находясь в формальном подчинении Всероссийскому Временному Правительству не мог и не может ограничиваться служением одному только этому правительству. Всероссийское Временное Правительство не было Правительством всей России, в точном смысле этого слова, а между тем, задачей русского представительства за границей как было, так и осталось служить представительством именно всей России.
С этой точки зрения наш заграничный дипломатический корпус должен считать своей задачей и обязанностью не только выражение роли главнейшего из русских правительств, но и служить целям объединения его с другими русскими правительствами. При таких условиях с заключением мира и возможностью объединения всех отдельных русских правительств не могло не чувствоваться некоторых неудобств в наименовании всероссийской властью власти, в действительности не являющейся таковой. Эти соображения также ставили пред Временным Правительством необходимость сделать некоторые отступления от уфимского акта.
Не может и не должно быть на мирном конгрессе нескольких русских делегаций, и вместе с тем на нем должны быть представлены интересы всей России. Лично я, склонен смотреть в данном случае достаточно оптимистично. Мне представляется, что в тот момент, когда различные русские правительства получат возможность (конечно, за исключением большевистского правительства) сноситься друг с другом непосредственно или через наших заграничных представителей, единство России на мирном конгрессе будет обеспечено, так как будет вполне подготовлено действительное объединение всей России. Есть все основания думать, что идея единства всей России столь же дорога и остальным отдельным русским правительствам, как она дорога нам здесь. Совершившийся перелом в событиях в ночь на 18-е ноября и в этом отношении облегчил положение вопроса.
Однако, новое Правительство не склонно считать себя только одним из областных правительств. Оно хочет чувствовать себя Правительством России, говорить и действовать от имени России и, у него есть на это несомненные права. Если бы я любил торжественный стиль и красивые фразы, я мог бы сказать, что как идея сибирской государственности принесла себя в жертву во имя идеи Всероссийской, так всероссийское, по названию, правительство должно было стать жертвой торжества стремления к подлинной всероссийской государственности.
Следовательно, нельзя не признать, что только что совершившиеся события отнюдь не являются следствием бессилия власти на востоке России, но, как раз наоборот, следствием все большого и большого укрепления у нас начал государственности.
Ручательством тому служит тот факт, что дело управления по-прежнему находится в руках Совета Министров в прежнем его составе, с прежним его председателем, всеми глубоко и искренне уважаемым П. В. Вологодским, во главе. Также и в обращении к гражданам России Верховного Правителя Адмирала А. В. Колчака ясно и определенно сказано, что и впредь будет держаться тот политический курс, который один только и способен привести Россию к окончательному воссоединению в одно целое и возродить Русскую государственность — путь борьбы как с крайними правыми, так и с крайними левыми антигосударственными течениями—путь здоровой трезвой государственности.
Правительственный вестник 1918 № 003 (1918-11-21)
|