Международное положение и украинская контрреволюция
(Речь т. Зиновьева на заседании Петербургского Совета 18 ноября 1918 г.).
Зиновьев. (Встречен овацией).
Товарищи, я надеюсь, что всем вам известен тот документ, с которым господин Павло Скоропадский, от имени украинского «народа», выступил в пятницу. Документ этот имеет большое значение не потому, что человек, подписавший его, является сколько-нибудь влиятельным лицом хотя бы на Украине. Ни для кого не секрет, что Скоропадский сам по себе ничего не значит, что он является просто игрушкой в руках определенной группы буржуазии и помещиков. Его документ важен, как отголосок планов, которые лелеет сейчас русская буржуазия и, что еще важнее, буржуазия англо-американская.
Вы знаете, что в городе Яссах сейчас образовался штаб международной контрреволюции. Туда на днях съезжались представители русской буржуазии, которые перекочевали из Петрограда в Киев. Товарищи, побывавшие в Киеве, рассказывают, что на Крещатике (главная улица Киева) вы можете встретить много знакомых лиц. Все те господа, которые раньше фланировали по Невскому проспекту, находятся теперь в Киеве.
В Яссах представители киевской буржуазии имели свидание не так давно с дипломатами англо-франко-амориканской марки. Там же присутствовали представители Краснова. Очевидно, там созрел тот план, выражением которого является «манифест» Скоропадского.
Скоропадский заявляет, что «на долю Украины выпала счастливая участь». «Счастье» Украины заключается в том, что она, имеет во главе своего правительства самого Скоропадского. Так как у Скоропадского плохие соседи и никто его не хвалит, то он решил сам себя похвалить.
Украинские рабочие и крестьяне держатся иного мнения. Они не считают, что они особенно счастливы по случаю того, что ими управляет Скоропадский. Теперь Скоропадский решил, что ему мало осчастливить одну Украину, он желает, чтобы в таком же счастье жила вся Россия.
Особенно характерно в этом манифисте заявление, что
«державы Согласия искони были друзьями великого и единого Российского государства».
Далее он заявляет, что
«теперь мы должны на новых началах построить порядок и законность в стране, чтобы все вздохнули свободнее, все приниженные и угнетенные большевистским деспотизмом».
Он надеется, что державы Согласия будут сочувствовать той задаче, которую он себе поставил.
Мы не знаем, чему больше удивляться: бесстыдству или шарлатанству этих людей.
История знает пример, когда буржуазия цинично, без всякого зазрения совести, изменила своей собственной стране и продала ее господствующим классам другой страны. Это классический пример 1871 г., когда французская буржуазия, так как ей угрожало рабочее восстание, восстание коммунаров, решила продать Францию пруссакам. И не только решила, но и продала.
Когда рабочие взяли власть в Париже в 1871 г. и французские буржуа убедились, что рабочие серьезно поставили перед собой вопрос о социализме, тогда французские буржуа, воевавшие с немцами около 10 месяцев, решили заключить мир с немцами и пригласить немецкие войска для удушения собственной революции. Известен французский пресловутый генерал, который непрестанно заявлял, что у него есть «план» спасения Парижа. Как потом выяснилось, этот план сводился к тому, чтобы сдать Париж немцам. И французские буржуа так и сделали, — они пригласили немецкие войска, и Бисмарк отпустил им отсталых французских для того, чтобы они задушили рабочее восстание в Париже.
Но наша буржуазия затмила «славу» французской буржуазии. Она на протяжении одного года два раза продается иноземной буржуазии, то одной, то другой марки. На Украине мы видели классический пример этого предательства.
Еще несколько недель тому назад , тот же Скоропадский обращался к «своему счастливому народу» и говорил, что
«благородный» культурный германский император пришёл на Украину для того, чтобы спасти украинских рабочих и крестьян».
И сегодня, даже не моргнув бровью, он заявляет, что Державы Согласия должны осчастливить украинский народ, а затем и народы всей России.
Таким образом, мы видим, что французские буржуи были только щенками по сравнению с нашей предательской буржуазией. Те изменили только один раз, продавшись немцам, а наша буржуазия продалась сначала немецкой буржуазии, а теперь, когда эта карта бита, когда немецкий народ прогнал кайзера, она решила продаться той буржуазии, которая еще стоит на ногах—английской.
Нужен ли еще другой, более убедительный пример того, как нагла и цинична бывает буржуазия, когда дело идет о том, чтобы лишиться своих доходов и своей власти. Я не знаю, останется ли хоть один даже малосознательный рабочий или самый темный крестьянин, который бы не понял, что эти господа торгуют своим отечеством, готовы продать его сегодня немцам, завтра англичанам, после-завтра французам.
Во всяком случае, факт налицо. Наша буржуазия, которая еще, к сожалению, не совсем уничтожена, собирается произвести новый опыт спасения себя при помощи английских и французских штыков.
Манифест Скоропадского кончается тем, что он заявляет о формировании «нового кабинета», которому поручает ближайшее выполнение «этой великой, исторической задачи». Эта великая, историческая задача заключается в том, чтобы задушить Советскую Республику и восстановить власть буржуазии в нашей стране.
Кабинет министров теперь уже сформирован, как мне сейчас сообщили из Москвы. Во главе кабинета стоит Гербель—бывший член государственного совета, черносотеннейший из зубров, богатейший помещик. Ему выпадает честь «спасать нашу страну».
Таким образом, перед нами голый факт: это будет война помещиков против крестьян.
Без всякой вуали, без прикрытия мы имеем перед собой этот факт. Это война тех, кто на Украине еще удержал земли в своих руках, для того, чтобы земли, которые уже у них отняты, отобрать у крестьян и вернуть их помещикам. Сначала они искали поддержки кайзера, теперь—английского короля. Что совершенно определенная классовая война помещиков, фабрикантов и капиталистов против рабочих...
Положение чрезвычайно напряженное. В Петрограде циркулируют слухи, что будто бы английская эскадра уже прошла Скагерак Категат и приближается или даже вошла в воды Балтийского моря. Такие сведения получены из Стокгольма. Мы не имеем возможности ни опровергнуть, ни подтвердить эти слухи, так как не могли этого проверить. Но ничего не будет неожиданного, если английские буржуи, эти патентованные „освободители“, пойдут и на это.
Помните, как этот ангел мира, американский президент Вильсон, говорил, что он за союз народов и прочный мир. 14 пунктов мира не содержат-де ни одного слова против народов, все эти пункты направлены к тому, чтобы насадить благоденствие для всех живущих на земном шаре. Теперь мы видим, как на наших глазах эти 14 ангельских пунктов превратились в пункты, по которым немцы должны выдать 150 тыс. вагонов, превратились в пункты, по которым немцы должны пропустить английский флот в Балтийские воды и т. д.
Петроград, в силу его географического положения, остается по-прежнему в самом трудном положении. Он, может быть, попадет в такое положение, когда ему придется выдержать первые удары со стороны английских разбойников и со стороны белогвардейцев, которые здесь притаились и только ждут момента, когда друзья Скоропадского придут им на помощь.
Заседанию Петроградского Совета сегодня мы считаем долгом указать на то положение, которое создается. Нам объявлена война со стороны украинской контрреволюции и английских банкиров. Но это не застает нас врасплох. Мы знаем, что это неизбежно. Мы давно учли то обстоятельство, что у нас на пути три врага: первый враг— это русская буржуазия,—этот враг наполовину и даже на три четверти обезврежен,—второй враг, это германский империализм. Который тоже на три четверти обезврежен, остается сейчас один только враг, на которого мы должны обратить все наше внимание. Здесь мы должны сконцентрировать все наши силы и всю нашу ненависть, чтобы дать настоящий отпор англо-французскому и американскому буржую.
Вы знаете, что 6-й съезд Советов в Москве несколько дней тому назад перед лицом всего мира торжественно еще раз предложил открыть переговоры о мире. Англичане ничего не ответили, продолжая угрюмо и зловеще молчать, продолжая готовить каинову карательную экспедицию против нас.
Какая у нас защита? У нас защита прежде всего со стороны мирового пролетариата. Теперь, товарищи, поздно уже говорить только о германской революции, в наших газетах пришлось завести новую рубрику: „революция в Езропе" ибо революция началась не только в Германии и Австрии, но происходит по всей Европе.
Северная коммуна 1918 № 159 - 21 ноября
Еще по теме:
Международное положение и украинская контрреволюция (Речь т. Зиновьева). Часть 1
Международное положение и украинская контрреволюция (Речь т. Зиновьева). Часть 2
Международное положение и украинская контрреволюция (Речь т. Зиновьева). Часть 3
|