Масляница
I.
Масляница в Малороссии
Масляница в Малороссии празднуется почти также, как и в великой России, с некоторыми, конечно, оттенками. Главный из них тот, что масляница не считается там самым жарким временем разгула, как в столицах и других больших городах; даже блины не играют существенной, всепокрывающей роли.
На юге России самое время года кладет на масляницу и ее пированья сильный отпечаток: снег начинает сильно таять, земля на половину обнажается, а с холмов текут потоки и ручьи, в которых дети любят устраивать мельнички и спускать кораблики. Солнце, в полдень, припекает уже довольно сильно и поэтому устройство ледяных гор было бы невозможно,—народ довольствуется катанием с холмов, где таковые под рукою, но и это катанье не всегда удается.
А между тем поездить, подвигаться необходимо. Для этого нередко в сани запрягают пару волов, или пару лошадей, на сани накладывают доски и скрепляют их веревками. Спереди саней ставят длинный шест, на верху которого привязывают платок или кусок яркой материи; иногда, помимо этого, или вместо платка, утверждают колесо.
На устроенных таким образом санях размещается человек семь или восемь мужиков и баб, между ними музыкант, и сани трогаются. Едут, обыкновенно, по селу, причем на импровизированном, дощатом помосте саней начинают плясать под звуки скрипача. Встречные присоединяются к поезду и приплясывают ему вслед. Нередко наезжают и другие сани и таким образом толпа взрослых и детей быстро густеет. Крики, хохот и звуки скрипок оглашают воздух и до слуха долетают слова известной плясовой песни:
Ой Василю, Василю,
Василю, Василю,
Купи мини намисточку
На билою шию.
Ой Васильки мои
И Василь при мини
Враг же его мати знае
Сподобовся мини.
И хлиб пекти
По телята ийтй,
Колиб мини Господи
Василя знайти.
ОЙ Васильки мои и проч.
Мету хату, мету сини
А серденько бьётця
А Василь на печи
Лежить та смиётця.
Ой Васильки мои и проч.
Ой хлиб у печи
Испекаетця,
А Василь на печи
Усмихаетця.
Ой Васильки мои и проч.
Малороссия (как и великая Россия), если гуляет, то никогда не может обойтись без музыки. Если народ подопьет, то непременно нанимает скрипача, а иногда и артиста с бубнами и виолончелью и прогуливается по селу, сопровождаемый оркестром, отплясывая и распевая. Поэтому, нет такого села в Малороссии, в котором бы не было нескольких музыкантов (на скрипке или бубнах). Чаще всего этим делом занимаются слепцы, вызываемые к тому необходимостью и запросом.
Рисунок масляницы в Малороссии, печатаемый нами, сделан художником Трутовским, находящимся в настоящее время в Петербурге. Типичность фигурок, жизнь и движенье, обстановка удались художнику вполне. Мы слышали, что Трутовский готовит к будущей выставке серьезную, бытовую, характерную картину. Будем ждать этой работы с нетерпением и не замедлим поговорить в специальной статье о деятельности нашего талантливого и плодовитого жанриста.
II.
«Дядя серый» петербургского балагана
Другой рисунок, предлагаемый нами, сделан г. Александровским и воспроизводит старого знакомца петербургских гор, забавляющего публику своими прибаутками, вытягиванием лент изо рта и пр. и пр. Это, преобразившийся под льняной бородой, солдатик которого-нибудь из гвардейских полков, получающий за свои театральные способности по 1 рублю в день.
"Вот, господа, портрет моей жены. Она издали-то не хороша, но зато чем ближе, тем хуже".
Масляница. Дядя-серый.
Он показывает публике, с высоких подмостков, портрет подобия женщины, приговаривая:
«Вот, господа, портрет моей жены. Она издали то не хороша, но за то чем ближе, тем хуже».
Риторическая красивая фраза, ведущая свое начало от времени классицизма и вызывающая дружный хохот одобрения и на Адмиралтейской площади.
Всемирная иллюстрация, № 61 (28 фев. 1870 г.)
|