Из воспоминаний
Михаил Васильевич Кривошлыков
Кривошлыков
Среднего роста, невзрачный на вид, с шапкой взбитых волос и мало энергическим, но озлобленным лицом, с ленивой нескладной речью и угловатыми движениями,—таковым представляется мне Кривошлыков по воспоминаниям первых дней революционного времени.
Тогда он был юнкером Новочеркасского казачьего училища. Будучи совершенно незаметным до переворота, он стал обращать на себя внимание в первые же дни революции не только резкостью и крайностью своих суждений, но и грубой бесшабашностью, разрушительным характером своих поступков.
«Революционные» требования по отношению к училищной дисциплине, выпады против офицерского состава и обвинения его в «контрреволюционности», снятие со стен и битье царских портретов,—таковы были выступления Кривошлыкова.
В то время юнкера училища, встретив радостно, воодушевленно совершившийся переворот, более чем сдержанно и с беспокойством следили за все возраставшей тенденцией к пресловутому «углублению» революции.
Кривошлыков, определенно ставший с немногими другими на сторону крайних течений, не мог получить сочувствия большинства. Он не был достаточно образован и, я бы сказал, умен, чтобы приобрести авторитет и своими убеждениями завлечь за собой юнкеров, а его резкие выходки, направленные к уничтожению всего, что напоминало «старый режим», встречали сильный отпор и осуждение. И только с постепенным упадком дисциплины, с все увеличивавшимся ростом разнузданности, с падением авторитета товарищеской сдержки и осуждения Кривошлыков стал выдвигаться и попадать в различные училищные организации.
Однако, быть может в силу существовавшей тогда достаточной спайки и единодушия между юнкерами и офицерским составом училища, а также наличности значительного авторитета начальника училища ген. Попова —впоследствии походного атамана, а может быть и в силу довольно высокого образовательного уровня большинства юнкеров, которое составляли бывшие студенты и учителя,—вернее, в результате всего этого крайние течения революционного времени не имели в училищных организациях поддержки.
Работа все время велась в направлении сглаживания острых углов старой и новой эпох, в направлении сохранения нормального хода училищной жизни и дисциплины в условиях бурных переживаний тех дней. Кризошлыков не мог иметь успеха и не имел его.
И если впоследствии по выходе из училища ему суждено было сделаться одним из большевистских комиссаров, то разгадку этого на первый взгляд странного явления следует видеть именно в тех чертах характера Кривошлыкова, которые определяются анархичностью его взглядов и действий. Это больше всего импонировало разнузданной толпе, и за такими именно людьми, как Кравошлыков, она шла.
М. Н.
Донская волна 1918, №07
Примечание: М. В. Кривошлыков 11 мая 1918 года вместе с Подтёлковым был повешен в хуторе Пономареве.
Последние минуты жизни Подтелкова и Кривошлыкова (с подлинного фотонегатива)
Еще по теме
|