Спасо-Суморин монастырь
Кто кощунствует
Ответ председателя губисполкома вологодскому епископу
Управление Тотемского Спасо-Суморина монастыря обратилось к Вам с рапортом по поводу вскрытия мощей преподобного Феодосия, в котором просит Вас войти с ходатайством в подлежащее учреждение о разрешении прекратить
«выставление на все народное глумление св. мощей преподобного Феодосия и иметь возможность положить их с подобающим достоинством в прежний гроб и поместить в раку».
Вы просите поэтому срочного распоряжения моего о немедленном
«прекращении необычайно кощунственного положения остатков преподобного Феодосия Тотемского, которое, по Вашему мнению, может вызвать великое смущение среди православного населения».
Я должен прежде всего указать Вам, что как при самом акте вскрытия мощей преподобного Феодосия, так и последующем оставлении мощей под стеклянным футляром, не было допущено абсолютно ничего кощунственного, за что надлежало бы привлечь местную уездную власть к ответственности.
Вскрытие было произведено на законном основании и с соблюдением всех гарантий для объективного констатирования состояния мощей преподобного Феодосия.
Как явствует из акта вскрытия, опубликованного в № 2 газеты «Красный Север» официального органа Губернского Исполнительного Комитета, вскрытие было произведено согласно пожелания уездного земельного съезда, на котором было представлено местное крестьянство.
На вскрытии участвовали представители местного исполнительного комитета, отдела народного просвещения партии коммунистов, представитель земельного съезда и представители местного городского духовенства священники Алешинцев В. И., Патрушов Н. И.
Вскрытие констатировало, что останки преподобного Феодосия вовсе не представляют из себя нетленных мощей за каковые выдает их церковь, а обыкновенные бренные останки человеческого тела, которые разумеется никому и в голову не пришлось бы вскрывать, если бы духовенство не сотворило из этих останков кумира для верующих, вводя таким образом в заблуждение и обман. Проповедник правды и всечеловеческой любви, пророчески предвидя это говорил: горе тому, кто соблазнит единого из малых сих.
Врачебный осмотр мощей констатировал, что остов преподобного Феодосия совершенно высох, подвергся значительному тлению, состоит из костей, покрытых высохшими частями, в настоящее время превратившимися в ломкую крошковатую массу, превращающуюся при растирании между пальцами в порошок, а плечи, голени и ступни совершенно уже истлели остались одни только кости.
Разве это похоже на нетленные мощи?
Разве не великое смущение для населения и не грубое надругательство над чувствами верующих для которых бренные останки давно умершего человека выдаются за нетленные мощи?
Разве, наконец, это не кощунство и над самими останками.
Он заплакал бы, великий сын бедного плотника, кровавыми слезами, и6о ведь не надругаться он пришел над человеком, а освободить его.
А что сделала церковь из его учения? Она обратила революционное учение наивно мудрого плотника на службу богатым и сытым мира сего, она сделала его предметом беззастенчивой эксплуатации народных масс и средством для обмана.
По православным обычаям, пишете вы, раскрытие и обнажение смертных останков даже простого человека, не пользующегося никаким почитанием среди народных масс, считается тяжелым поруганием усопшего.
Совершенно верно. Ни одному русскому человеку и в голову не приходит вскрывать и обнажать останки простых умерших людей, ибо всякий знает естественную судьбу этих останков. Земля есть, в землю отидеши, говорит здравый человеческий разум. Но ведь останки Феодосия духовенство объявило нетленными вопреки всем естественным законам и здравому рассудку. Вскрытие обнаружило, что духовенство насмеялось над законами природы, объявив тленное нетленным.
Кто же надругался кощунственно над бренными осанками преподобного Феодосия? Не церковь ли, прах объявившая нетлением, не духовенство ли в великое заблуждение повергнувшее верующих?
Обнажением тленного положен конец измышлениям о нетленности. И пусть каждый посмотрит в глаза действительности и пусть видит истину.
Нет выше истины открываемой человеку законами природы.
М. Ветошкин.
Красный Север 1919 № 006, 8 мая
|