По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Солдаты на Украине
Еще вчера, говоря о выборах командного состава в воинских частях, мы указывали, что Украинская Центральная Рада, именующая себя правительством Украинской народной республики, противится проведению в жизнь принципа выборности командного состава.
Сегодня телеграф принес новые известия.
Рада в Киеве разоружила полки, не останавливаясь перед тем, чтобы по отношению к не желавшим разоружаться солдатам авиационного парка применить силу оружия.
Результат этой попытки еще не известен.
Но тех солдат, которых Рада застала ночью врасплох и разоружила, она под конвоем отправила на вокзал и под конвоем же выслала за пределы Украины.
И так поступлено не с какими-либо преступниками, а с целыми воинскими частями, поступлено только потому, что они не поддались на провокацию Рады, предложившей им добровольно уехать в отпуск и не возвращаться более в свои части, а верные своему воинскому долгу—остались в Киеве в своих частях, предназначенных обслуживать Юго-Западный фронт.
Что Раде до Юго-Западного фронта?
Что Раде вообще вся русская война и русская революция?
Ей, состоящей из мелкобуржуазной демократии, велено обезопасить себя от проведения в жизнь на Украйне тех социальных преобразований, которые в остальной России проводит Совет Народных Комиссаров.
Поэтому то она и изгоняет из Украины наиболее сознательные солдатские элементы.
А солдат-украинцев сознательно обманывает сказкой о том, что большевики не хотят самостоятельности Украины, что „Ленин такой же централист и империалист, как и Керенский".
Конечно и Рада долго не продержится на этом обмане, как не удалось когда-то Корнилову увлечь за собою на разгон Петроградского Совета дикую дивизию, как не удалось Каледину сплотить вокруг себя на борьбу с революцией трудовые элементы казачества.
Но сейчас господа правители Украинской народной республики, именующие себя социалистами, делают свое гибельное дело и на почве будто бы существующих различных национальных интересов натравливают солдат-украинцев на солдат-русских.
Вечерние буржуазные листки сообщают даже, что будто бы в Одессе произошли уже кровавые столкновения между украинскими и неукраинскими войсками, на почве защиты последними советской власти.
Можно вполне сомневаться в достоверности сообщений буржуазных листков, но ясно одно:
В последние дни октября все рабочие и солдаты Киева под общими красными знаменами Советов вели вооруженную борьбу со штабом керенцев.
Победа была достигнута ценою крови.
Кровь украинских и не украинских солдат и рабочих была пролита не за передачу власти из рук русских захватчиков - соглашателей в руки захватчиков украинских, а за власть Советов.
Кровью большевиков-украинцев и не украинцев полита самостоятельность Украинской Республики, но рядом хитрых комбинаций захватившая власть кучка мелкобуржуазных интеллигентов теперь разоружает этих солдат, изгоняет их из своей страны и даже арестовывает военно-революционный комитет.
Все это удалось Раде только потому, что она стянула в Киев и другие украинские города много солдат-украинцев с фронта и из городов тыла, солдат еще не ознакомившихся с политикой Рады, с тем, что представляет собою Рада.
Пройдет немного дней и солдаты-украинцы поймут весь смысл поведения Рады, поймут, что их друзья—не мелкие буржуа из Рады, а такие же обездоленные — рабочие, солдаты и крестьяне всей России.
И в союзе с русским солдатом, с его помощью солдат-украинец стряхнет с себя иго „своей" национальной мелкой буржуазии и рука об руку с русским революционным солдатом пойдет по пути, проложенному октябрьской революцией.
С. Б.
Гражданская война
Из Одессы пишут:
Обострившиеся отношения между большевиками и украинцами завершались кровавой бойней на улицах.
Одесса пережила все ужасы гражданской войны.
Красногвардейцы и матросы заняли городской театр и открыли стрельбу по украинцам и гайдамакам, расположившимся в английском клубе.
Стрельба производилась одновременно из ружей и пулеметов.
Вскоре пальба перекинулась в другие части города, а также на вокзал, где между отдельными отрядами красногвардейцев и гайдамаков происходили схватки.
Телефонная станция, занятая отрядом гайдамаков подверглась ожесточенному обстрелу.
В этот день 1-го декабря, между гайдамаками и красногвардейцами было достигнуто соглашение и пальба утихла.
Однако, 2-го, началась перестрелка: это дисциплинированные войска расстреливали громивших винные погреба. Начались грабежи, насилия. Газеты не вышли.
Жертвами бойни пало около 30 человек.
Находящийся в порту броненосец «Синоп» требует подчинения большевистской власти, предупреждая, что в случае, если переговоры не приведут к соглашению, корабль примет решительные меры.
Из Киева:
Объявленная большевиками забастовка против разоружения украинской радой большевистских частей принимает всеобщий характер.
Бастует в Киеве уже до сотни предприятий.
Из газет вышли только «Известия Стачечного Комитета», а также «Киевлянин», печатающиеся в той же типографии.
На Киев двинута N дивизия. Прибытие которой приурочено к областному съезду советов раб. и солд. депутатов (должен был открыться 3 декабря).
Одновременно NN дивизия двинута на Бердичев. Один полк этой дивизии уже прибыл в Бердичев.
Дивизия должна предотвратить гражданскую войну на фронте, предупреждает, что не имеет сил предотвратить кровавые события и просит раду принять меры к выводу из Бердичева ненадежного полка.
Киеву, по всем данным, грозит участь Ростова.
Еще по теме
|