Продолжаю публикацию материалов из "Всемирной иллюстрации" за 1869 г.
Красные и Тверские триумфальные ворота в Москве
В Москве, в так называемом земляном городе, на месте, где тянулся вал этого города, близ Запасного Дворца, являются громадные каменные ворота —окрашенный красной краской. Наверху ворот возвышается бронзовая, вызолоченная статуя Славы; в барельефах видны трофеи и оружие.
Предлагаемый рисунок вполне воспроизводит этот красивый памятник построек первой половины прошлого столетия. Ворота эти справедливо обращают на себя внимание каждого приезжего в нашу «белокаменную» столицу и невольно вызывают вопрос: к какому времени должна быть отнесена постройка этого любопытного украшения города?
Некоторые описатели Москвы положительно указывают на то, что ворота эти выстроены в эпоху Петра Великого и живописуют, как Государь устраивал здесь, в бытность свою в Москве, масляницу: подле ворот этих устанавливались накрытые столы и Царь, окруженный толпами народа, под этими воротами выпивал чарку вина... Очень может быть, что именно близ этого места, свободного еще в век Петра от построек, в настоящее время надвигающихся сюда со всех сторон,—Царь и устраивал, или устроил, в один из приездов своих в Москву, народное празднество, но сомнительно, чтобы именно под этими воротами выпивал он чарку вина и проч. и проч.—Кажется, не может быть сомнения, что ворота, именно эти самыя,—ныне известные под названием красных,—выстроены не ранее 1742 года. Построены они были московским купечеством и именно в честь императрицы Елисаветы Петровны, приезжавшей в тот год короноваться в Москву.
«Оныя вороты» так описывают их составитель ныне весьма редкой книги: Обстоятельного описания восшествия и коронования Елисаветы Петровны, (Спб. изд. 1744 г.): «построены ордена композиты, и имеют один главный проезд, да два сторонние портала с галереями или парапетом, и украшены картинами, статуями и эмблемами». Картин и эмблем этих было весьма много и чего-чего только в них не было! Тут была и «персона Ее Величества стоящая на троне», и изображения в виде женщин разных царств, входящих в состав России,—все они подносят Императрице географическую карту русского государства с надписью: «се достояние твое».
Из четырех фигур, изображавших в себе части света на другой картине: «особливо весело себя оказывала Европа». На другой стороне фасада ворот, видны были, олицетворение промысла Божиего, гербы всех провинции Империи, перевитые лентою с надписью: «днесь забыхом печали наша»; тут же, в числе прочих картин, высилась «гора Парнасская и на ней Апполон с музами играющий». Надпись гласила: «днесь не умолчим».
Затем в воротах, по стенам и сводам, были самого разнообразного рода эмблемы и картины, и все это с соответствовавшими обстоятельствам того времени надписями. Фигуры для картин взяты были из священной истории и мифологии: все они писаны были прямо по стенам, а «в пьедесталах—по золоту». Этих последних, небольших впрочем, изображений было до сорока. Между прочим виден был «орел, прогоняющий совы и нетопыри от красного саду в проспекте, с надписанием: не ваше сие место.
Каждому в то время было понятно, что эти изгоняемые совы и нетопыри являли собою ниспровергнутых в ночь на 25 ноября 1741 года государственных деятелей прежнего правительства. На верху ворот поставлены были резные деревянныя золоченыя статуи: Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствие, Экономия, Постоянство, Меркурий, Милость, —а на самом верху, на пьедестале высилась статуя Славы.
Впоследствии времени все эти украшения были уничтожены, статуя Славы заменилась более прочной—из бронзы, а на простенках ворот появились вензелевыя изображения имен Государей позднейшего времени, как напр. Николая Павловича.
Что касается до триумфальных Тверских ворот, то об истории их создания не приходится говорить много: это совершенно произведение нынешнего столетия и оно служит к действительному украшению лучшей в Москве улицы.
Всемирная иллюстрация, № 16 (12 апр. 1869 г.)
|