Заоникиевский монастырь
Контрреволюция под защитой церкви
Фетиньинская вол., Волог. у.
Почти во всех церквах с амвона и в селениях при совершении молебнов, отцы духовные, по предписанию своих владык, просят православных христиан, сплотиться для защиты церкви Христовой, на которую якобы кощунственно посягает Советская власть.
Вместо примеров Евангельской любви, они разжигают в темных массах ненависть,—кощунство, прикрываясь Богом. Они бесстыдно клевещут, обвиняя правительство в разрушении святынь. Они по-прежнему думают, что всякая наглая ложь, сказанная с амвона, сойдет за правду.
Ошибаетесь отцы, в вашем стаде стало меньше баранов, с которых вы любили снимать шерстку.
Вы молчали, когда ставленники царя во главе с Гришкой Распутиным осквернили церковь, издеваясь над совестью и святая святых верующих, вы благословляли безумную бойню, вы заткнулись в церковных стенах, оглашаемых только обрядом. Не вам призывать на защиту церкви - нужно от вас защищать ее. Пора сбросить маску, и прямо сказать, что вам не дорога церковь, а дороги свои карманные интересы.
Знаем, какой вы ищете защиты, к чему склоняете темный народ. Любопытные и теперь могут наблюдать в одной из келий Заоникиевского монастыря портрет Николая Кровавого. На вопрос посетителя „почему таковой не убран?: монах ответил, что не убирают из уважения к человеку, столько лет бывшему на престоле и защищавшему православную церковь, (хочется прибавить—насаждавшему распутинство). На категорическое требование убрать портрет, монахи набросились, как стая цепных собак, посылая на его голову и Советскую власть все проклятия ада.
Достойный пример кротости и смирения. И сотни тысяч таких бездельников развращенных лоботрясов с именем Бога на устах, прикрываясь шарлатанскими знаками касты, обирают темный народ.
А. Розанов.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 097, 14 (1) мая
Погромная агитация монахов и населения
Фетьиньинская вол. Вологодской губ.
С благословения своего преподобного владыки Тихона черные вороны, именуемые монахами, начали гнусную кампанию против рабоче-крестьянского правительства. С церковных амвонов произносятся клеветнические погромные речи, разжигаются самые низкие страсти народной темноты. Таким образом акулы в рясах защищают «гонимую» церковь (верней свои карманные интересы).
Темные массы, принимая гнусную клевету за истину, начинают «защищать» «гонимую» церковь.
В Заоникиевском монастыре погромная агитация монахов дала уже определенные результаты.
Как уже сообщалось, что по постановлению Фетиньинского волостного совета организовалась трудовая артель для обработки земли, принадлежащей Заоникиевскому монастырю. Подстрекаемая монахами и их приспешниками, толпа крестьян прогнала с работы членов трудовой артели, а члены комитета, водворившие артельщиков, были побиты.
На место происшествия была вынуждена прибыть следственная комиссия с отрядом вооруженной силы, которая в продолжение двух дней, путем опроса свидетелей, выяснила виновность 4 крестьян в подстрекательстве к избиению членов и сопротивлению советской власти, а именно кр. дер. Баралова — Анфиногена Рюмина, дер. Губровского—Михаила Девяткова, дер. Краскова—Ивана Бочанова, дер. Борисова— Карасева. Следствие производится.
Первый — арестованный Рюмин — ярый черносотенец,—не пользующийся довериями сознательных крестьян. До революции, вопреки желаниям народа, посредством поддержки земских начальников, он ухитрился 4 года пробыть волостным старшиной, и, видимо, мечтавший при восстановлении старого строя, опять быть таковым. Второй—местный кулак Девятков, под видом благочестия, со способностью паука высасывая сок из окружных бедняков, посредством скупки кружев и эксплуатации рабочих на своих земельных угодьях.
В виду того, что темное население, поверившее клеветническим речам монахов и их агентов, думало, что монастырь разграбят и уже яко бы, ключи от церкви, а также и церковное золото и разной утвари забрано секретарем комитета, а скот и хлеб — членами комитета для своего пользования.
На 26 мая было созвано общее собрание для выяснения истинного положения вещей. Но еще до открытия собрания вся масса крестьян закричала, что всех членов комитета, а тем более секретаря (за золото) нужно прогнать. Тогда секретарь объяснил собранию, что все эти нелепые слухи о разграблении монастыря—чистая ложь, что обработка монастырской земли трудовой артелью - желание волостного и сельских советов, выразивших это желание в своих постановлениях и что вопрос о переизбрании членов комитета не подлежит обсуждению собрания, а оно может лишь поручить сделать распоряжение о переизбрании членов законным порядком и, кроме того, должно выяснить мотивы, вследствие которых увольняют членов.
Принимая поспешное решение, собрание само себя поставит в глупое и смешное положение, благодаря которому вся губерния будет смотреть на население волости, как на сказочных пошехонцев. О6ъяснение секретаря, видимо, показалось убедительным и собрание оставило вопрос о переизбрании членов открытым.
На собрании выступил представитель Петроградского Ц. И. К. товарищ Манковец. После разъяснения декретов об отделении церкви от государства и социализации земли, он заявил, что очень огорчен происшедшим инцидентом и что, вследствие происков монахов и их приспешников черносотенных кулаков, работающих с предвзятою целью, население волости было введено в заблуждение этими лицами, но не шло сознательно за этими лицами.
После выступления т. Манковец, собрание постановило: вынести порицание всем лицам, которые участвовали в восстании против трудовых артелей, ибо этим самым шли в разрез с постановлениями волостного и сельских советов, а также и высшей советской власти и нарушали декрет о социализации земли.
Местный крестьянин.
Соловецкий монастырь—коммуна
КЕМЬ, 30 мая. В связи с объявлением Соловков народным достоянием, и решением организовать там трудовую коммуну, в Кемь прибыла делегация Соловецкого монастыря для участия в разработке плана перехода монастырского хозяйства на коммунальные начала. В Соловки назначается советский комиссар. Уездный совдеп опровергает провокационные слухи о якобы готовящемся разгроме народной святыни.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 111, 31 (18) мая
Муниципализация монастырских и церковных земель
КАЗАНЬ. Постановлением Совета городского хозяйства все церковные и монастырские земли, расположенные в черте города, муниципализированы.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 114, 4 июня (22 мая)
|