Кимры
(Село Тверской губ., на Волге)
Верные своей задаче, между прочими рисунками, изображающими те или другие художественные произведения, а также наиболее свежие и замечательные события, где бы они не совершились,—передавать в тоже время в рисунках наиболее замечательные местности нашего отечества,—а именно: города, села, урочища, либо памятники русского зодчества—мы не могли не отвести места на страницах «Всемирной Иллюстрации» виду селенья Кимры.
Кому не случалось слышать прозвище, которым зачастую наш народ провожает какого-либо сапожника: «ах, ты кимряк!» говорит народ и в его понятии слово сапожник и кимряк суть синонимы....
Диковинные уголки есть на святой Руси: как бы подивились где-нибудь за иноземным рубежом, если бы пред туристом вдруг вырос город, населенный исключительно сапожниками, а вот у нас на Руси есть немало сел и посадов, по населению равняющихся хорошему городу, исключительно заселенных дельцами одного мастерства.... Кимры есть одно из таких сел-городков, это—столица царства кимряков, царства сапожников.
Посмотрите на это замечательное село, если случай или доброе желание приведут вас на Волгу; посмотрите на него внимательно, прогуляйтесь по его широким улицам, полюбуйтесь на его чистые, красиво отделанные дома, длинными предлинными улицами вытягивающиеся по левому берегу Волги, как бы нарочно для Кимр, возвышающемуся в этом месте, в довольно крутую гору; остановитесь пред несколькими церквами,—архитектура их крайне затейлива: это, как называют, срубы весьма широкие, почти квадратные в основании, с несоответственно маленькими куполками—приветливо размалеванными красками....
С первого же шага в это, чисто русское, село, вас приятно удивит довольство, даже роскошь, бодрый и красивый вид жителей, веселость и приветливость их... Перерождаясь в городах в мрачный, сгорбленный, грязный тип, сапожник наш лишь в столице своего сапожного царства, в Кимрах, является бодрым, удалым русским молодцом, способным и на неустанную работу, и на широкий разгул....
Как сложилось предопределение кимряков из века в век быть на Руси сапожниками, решительно проследить трудно.... Еще в XI столетии, как свидетельствует Татищев, близ этого села, был город Камера, обнесенный высоким валом, на остатки которого кимряки и теперь еще показывают....
Обшивали ли и тогда жители этого поселения Русь XI века сапогами—мы не знаем. Затем, жалованной грамотой одного из царей, Кимра закрепощается. Но крепостные ли путы не были слишком тягостны, либо (и это верней) предприимчивый дух жителей был слишком велик, только они предались своему исконному ремеслу—сапожному, да башмачному—и произведения их быстро стали расходиться по всем рынкам России; вслед за тем и самая жизнь кимряков улучшилась: двадцать с небольшим лет тому назад казна приобрела их в свою собственность, а быть казенным, на тогдашнем языке и по тогдашним понятиям русского человека, значило быть вольным.
В настоящее время в Кимрах более трех тысяч душ обоего пола. Они имеют некоторые общественные учреждения, напр. аптеку, богадельню, училище и несколько промышленных учреждений, т. е. заводов. Таковы здесь: сально-свечной завод и три больших кожевенных завода. Но, конечно, поставляемых этими заводами кож весьма мало, сравнительно с обширностью производства кожевенных изделий в Кимрах, почему кимряки и покупают кожи в громадном количестве в прочих местностях как Тверской губернии, так и смежных с нею городах и селениях....
Эти закупки значительно облегчаются ярмарками, два раза в году бывающими в Кимрах. К Петрову и Покрову дням (29 июня и 1 октября), в которые бывают ярмарки, село Кимры привлекает к себе многие тысячи разного промышленного и торгового люда— Наши статистики и исследователи народной промышленности высчитывают, на основании официальных сведений, что кимряки ежегодно выделывают своих произведений на сумму до 300 тыс. рублей, но эта цифра составляет едва лишь треть действительно выручаемого этим селением ежегодно капитала.
Этому каждый легко поверит, если вспомнит с одной стороны то, что сапоги, башмаки, галоши, чемоданы, сумки и прочие кожанные изделия кимряков во множестве продаются положительно во всех торговых центрах России и, между прочим, даже в лучших магазинах столиц, как напр. Королева в Петербурге, а с другой стороны, если вспомнят, как ловко наш промышленный и торговый народ, в своих оборотах, уходит из под официальных цифр, подставляя, вместо них, на запросы властей, цифры дутые и крайне меньшие против действительных данных.
Необходимо также вспомнить, что сбыт кимряками своих произведений—был громаден еще в первые годы текущего столетия. Любопытно, напр., что в 1807 и 1812 годах Кимра с подряду поставляла сапоги на всю русскую армию! Многие и многие тысячи пар этого товара поставлены кимряками на русскую армию и в кровавую войну 1853—1855 годов. При этом злые языки в народе говорят, что, в эту тяжкую для России годину, кимряки до того увлеклись своей работой, что, не без барыша для себя, обдували не только своих соотечественников воинов, но и французов, и англичан,—так что, будто бы, враги боролись с нами не только на русской почве, но и в русских сапогах...
Интересно проследить те начала, на которых зиждутся артели кимряков-сапожников, познакомиться с порядком производства ими сообща работ, сбыта их, дележа, выручки и т. п., словом заглянуть в закулисную сторону этого обширного сапожного царства, но, увы, ни место, ни имеющиеся в наших руках данные,—крайне скудные в этом отношении,—не позволяют нам этого сделать.
Всемирная иллюстрация, № 68 (18 апр. 1869 г.)
|