Киев будет опять наш!
В своей речи комиссарам Труда, произнесенной в прошлом году, тов. Ленин сказал:
«Сила сознательных рабочих в истории нашей революции всегда состояла в том, чтобы прямо смотреть в лицо самой горькой, опасной действительности, не делая иллюзий, а точно учитывая силы».
Эти слова тов. Ленина имеют полную силу и по отношению к военному делу. Если белогвардейцы всячески стараются преуменьшить значение своих неудач, если они питают подвластное им население и армию фантастическими известиями о взятии Колчаком Казани, Симбирска и Саратова в то самое время, как он, в действительности, откатывался за Уральский хребет, то рабочие и крестьяне России придерживаются иной тактики—они смотрят правде прямо в глаза.
По известному выражению Лассаля, рабочие коммунисты всегда „высказывают то, что есть", они не преуменьшают значения своих неудач,—в этом для них нет никакой надобности, ибо класс, которому принадлежит будущее, знает временный, преходящий характер своих поражений.
Теперь на Украине нами оставлен Киев, взятый брошенными на него Деникиным отборными офицерскими полками.
Несомненно, взятие Киева имеет некоторое политическое значение. В руки белых переходит столица Украины, они могут вступить в непосредственную связь с петлюровцами и поляками.
Но в то же время для нас не может быть сомнения, что Красный Киев только на короткое время стал белым, что рабочие и крестьяне вернут его обратно, равно как и всю Украину.
Противник может захватывать территорию, он может занимать те или иные населенные пункты, но он не уничтожил нашей живой силы,—наши войска с боем выведены из Киева; запасы живой силы у нас неисчерпаемы, ибо эта сила—сами рабочие и крестьяне. С занятием Урала, с проникновением в Сибирь для нас во много раз облегчается задача снаряжения и снабжения наших армий.
Между тем, чем больше городов захватывает Деникин,—тем на большую территорию он простирает свою власть, тем труднее его положение, тем вернее его конечная гибель. Ибо он не в состоянии удержать за собой захваченное им пространство при помощи тех офицерско-казацко-кулацких кадров, которые дали эму его первые успехи.
Он вынужден мобилизовать рабочих и крестьян, ему приходится пополнять свою армию принудительным набором трудящихся, а это неминуемо ведет к разложению его армии, к тому же и у него повторится процесс, что погубил и колчаковскую Армию.
Все долетающие из деникинского стана вести творят о том, что рабочие с радостью читают листовки коммунистов, что они не верят больше подручным Деникина—меньшевикам.
Деникинский режим для трудящихся является своего рода „доказательством от противного" необходимости Советской власти. Для крестьянства Украины скоропадчины и петлюровщины оказалось недостаточно, чтобы они поняли необходимость отдать все силы отстаиванию Советской власти. Деникинщина вдолбит им то, чего они не усвоили под ударами скоропадчины.
А вместе с тем прочности белого режима с первых же дней угрожают раздоры между деникинцами, — сторонниками единой и неделимой России, сторонниками Московского Великодержавия,— и петлюровцами, поборниками украинской самостийности.
Сообщают, что в „освобожденном“ от красных Киеве уже теперь происходят бои между петлюровцами и деникинцами. Это в первые дни господства белых в Киеве,— что же будет дальше?
Деникинщина будет таким же эпизодом в ходе развития рабоче-крестьянской революции на Украине, как скоропадчина и петлюровщина,— только еще более эфемерным!
Известия Петрогр. совета раб. и красноарм. деп. 1919 № 200, 5 сентября
Еще по теме
|