По материалам периодической печати за февраль 1918 года.
Четверг. 21-го февраля
"Совет Народных Комиссаров видит себя вынужденным, при создавшемся положении, заявить о своем согласии подписать мир на тех условиях, которые были предложены делегациями четверного союза в Брест-Литовске".
К такому шагу вынуждены были придти мы благодаря сложившейся обстановке.
Русская революция не есть национальная революция в отдельной стране, это преддверие к мировой пролетарской революции, которая должна зажечь мир одним ярким пожаром и привести его к царству социализма.
Но до сих пор эту революцию начал и продолжает только русский рабочий, который на своих плечах несет всю ея тяжесть.
Наши старшие братья—западно-европейские рабочие—пока молчат и не оказывают нам помощи.
Мы знаем, что они пробудятся, наконец, от своего сна, встанут и, выпрямив свою согнутую спину, сбросят своих угнетателей и присоединятся к нам.
Но пока мы одни ведем нашу титаническую борьбу, мы предоставлены собственным силам и все-таки, несмотря на это, мы боремся, боремся до конца, до последних своих сил.
Нас со всех сторон окружают враги. С юга, с востока, с запада—всюду давят нас империалисты и грабители мира и мы должны защищаться от них одни.
Встав у власти, мы не могли продолжать позорную, преступную бойню. Мы сделали все зависящее от нас для того, чтобы она была прекращена.
Английские и французские империалисты отказались от обсуждения мирных условий.
Мы пошли одни, рассчитывая, что наши союзники—рабочие всего мира— поддержат нас в наших справедливых требованиях.
Казалось, что наши надежды оправдались. Германские и австрийские рабочие заволновались и выступили со стачкой протеста против аннексионистских притязаний своих правящих классов.
Но они не выдержали репрессий, посыпавшихся на них со стороны военных властей и отступили.
Снова мы оказались одни, снова мы были предоставлены собственным силам.
Воспользовавшись этим, обнаглевшие лакеи Вильгельма потребовали от нас подписания позорных, неприемлемых условий мира.
Мы с негодованием отвергли их и заявили, что войну мы, с своей стороны, считаем прекращенной, но подобного мира не подпишем.
Поправ все условия соглашения о перемирии и поступив, таким образом, бесчестно даже со своей империалистско-милитаристической точки зрения, германцы двинули свои войска на Россию.
Теперь мы, уступая насилию, видим себя вынужденными подписать мир на условиях, предложенных нам австро-германцами.
Поступая так, мы спасаем революцию и советскую власть от международного жандарма.
Мы не отказываемся ни от чего.
Мы по-прежнему считаем, что это позорный, не демократический мир, но мы считаем нужным подписать его, дабы спасти свою и международную революцию.
Придет день, когда мы, собравшись с силами, всей своей мощью ударим на врага, когда международный пролетариат, очнувшись от спячки, выступит на арену международной классовой борьбы.
Тогда не мы будем принимать условия мира, а мировой капитализм, поверженный нами, будет просить у нас пощады.
Этот час недалекая мечта, и пусть не радуются хищники своему временному успеху, потому что через поражения мы приходим к победе.
Худой мир лучше доброй ссоры
Правительство рабочих и крестьян революционной России сообщило Германии о своей готовности подписать мир, на условиях ими предлагаемых. Этим самым оно лишний раз доказывает, что не бросает своих слов на ветер, но всегда и все проводит на деле.
Враги нашей революции надеялись силою орудия задушить нас и наши свободы, двинув войска на незащищенный и разоруженный фронт.
Пусть каждый спросит себя, во что ценится жизнь человека. Нет, ни один из нас не может указать такой цены, ибо человеческая жизнь выше всяких цен и сокровищ на земле. Вот исходя из этого Правительство Свободной России и нашло необходимым и своевременным принять диктуемые противником условия мира, чтобы предупредить надвигавшуюся катастрофу и новый кровавый пожар.
Товарищи и граждане, мне вспомнилась правдивая польская пословица, которая, как нельзя лучше, характеризует состояние враждующих между собою буржуев и капиталистов. Она говорит:
„Паны дерутся, а у холопов чубы трещат".
И так мы понимаем, что только капиталистам и помещикам нужны ссоры наций, только им войны приносят выгоды, барыши и господство над трудящимися. Они отлично понимают, что трудящиеся массы всех стран все больше и больше просвещаются и организовываются, они видят, что рабочие и крестьяне стали в совершенстве постигать социальное учение. Им нужно задержать это развитие трудящихся, остановить прогрессирующий гигантскими шагами социализм, им нужно внести в ряды пролетариата дезорганизацию, ссору и рознь, иначе их владычеству будет конец.
Чтобы не потерять этого владычества, чтобы сохранить за собою право распоряжаться, повелевать и эксплуатировать народ, самым верным и испытанным средством у них была война. Устроив бойню народов, натравив, как диких зверей друг на друга, они на продолжительное время этим тормозили развитие и образование трудящихся, туманили сознание масс своими учениями, что до сего времени им всегда и вполне удавалось.
Но всему бывает конец, и мы видим, что их старый прием на этот раз не удался. Рабочие и крестьяне революционной России уже не пойдут на эту удочку, не пойдут уничтожать друг друга в угоду капиталистам. Они в совершенстве поняли кем были для помещиков и фабрикантов. Ничто ни в силах заставить их исповедовать другое учение.
Мы знаем, что буржуи и помещики будут кричать во все горло о дурном и несправедливом мире и нетактичности власть имущих. Они будут пускать в ход все способы и средства, чтобы забросать грязью вождей революции, стараться обострить отношения правительства с народом, но с уверенностью можно сказать, что напрасен будет их труд и все старания. Не обмануть русских рабочих и крестьян. Их клевета и ложь успеха иметь не будут.
Русский пролетариат иначе рисует себе заключение настоящего мира, он надеется, даже больше—он уверен, что часть условий этого мира будет неосуществима на деле, по тем соображениям, что искры Русской Революции залетели во все государства, и недалек тот день, когда эти искры разгорятся и вспыхнет всемирный революционный пожар и трудящиеся массы, убивавшие один другого, упадут друг другу в объятия, закрепят свой союз и любовь братским поцелуем и сольются в одно грандиознейшее целое все народы.
Спасибо товарищи, за предотвращение катастрофы и сбережение миллионов жизней трудящихся. Пусть кричат, клеймят и порочат богачи и помещики, но знайте, что матери, отцы, жены и дети всех трудящихся будут нас благословлять и останутся вечно благодарными, а история скажет:
"Худой мир лучше доброй ссоры"...
Солдат Ф. Трофимов.
Еще по теме
|