Приводим картинное описание ставки генерала Юденича, командующего нашей кавказской армией.
«В небольшом, грязном и неприветливом городишке стоит двухэтажный дом с двумя часовыми у подъезда и развевающимся над фронтоном черно-оранжевым флагом. Из-под крыши дома выбегает целый пучок телефонных проволок, на дворе постоянно пыхтят автомобили, в ворота въезжают и выезжают ординарцы. До поздней ночи, когда небольшой городок уже засыпает, светятся окна этого дома. Это—ставка командующего кавказской армией генерала Юденича.
В этом доме квартира генерала Юденича, помещение его штаба и наконец квартиры офицеров штаба. Впрочем, громко сказать: «квартиры». Никаких квартир нет, офицеры живут в тех же комнатах, в которых они работают. Где-нибудь в стороне от заваленных картами и докладами столов стоит кровать офицера штаба Юденича,—вот и вся квартира. Да, собственно говоря, только так и можно жить при той напряженной работе, которая кипит в штабе.
С вечера курьерами, по телефону, по искровому и обычному телеграфу начинают поступать донесения. Более важное, конечно, сейчас же докладывается командующему армией; обычный же доклад начальники отделений и генерал-квартирмейстер делают ему в 10—11 часов утра. К этому времени расшифровывают секретные донесения, сводят воедино доклады начальников разных частей и развертывают перед командующим армией общую картину минувшего дня. С этого времени начинается рабочий день генерала Юденича. До часу дня работает генерал вместе с офицерами своего штаба.
Затем подается завтрак. Отношения в ставке чисто-товарищеские, — генерал завтракает вместе с своими офицерами. Наскоро позавтракав, офицеры и генерал Юденич снова принимаются за работу. Работы много. Командующий кавказской армией находится в своеобразном положении. Армия его занимает фронт чуть не в 500 верст; штабы отдельных отрядов, которым ставятся совершенно самостоятельные задачи, отделены от ставки командующего армией расстояниями в сотни верст. Понятно, насколько сложнее и тяжелее задача командующего кавказской армией, чем задачи командующих отдельными армиями на западном фронте. Там командующему армией приходится решать только тактические проблемы,—стратегические задачи решаются в ставке Верховного Главнокомандующего армиями фронта.
Здесь эти стратегические задачи приходится решать командующему армией. Правда, армия генерала Юденича во много раз меньше тех громадных масс войск, с которыми оперируют главнокомандующие групп армий на западном фронте, но сложность работы генерала Юденича,—пишет корреспондент «Русскаго Слова»,—от этого не уменьшается. Пусть отдельные отряды его армии—приморский, персидский, ольтинский, сарыкамышский— по своему составу незначительны на польские и галицийский масштабы, но этим отрядам ставятся совершенно самостоятельные стратегические задания, они принуждены маневрировать за десятки, иногда за сотни верст от ставки командующего армией, отделенные от соседних отрядов горными хребтами и бездорожьем.
Словом, эти отдельные отряды являются по существу небольшими армиями; для каждого из них приходится оборудовать тыл, приходится налаживать связь между ними и наконец думать о маневрах, с помощью общего, находящегося в распоряжении командующего армией, резерва. Если еще прибавить к этому, что турки до сих пор сохраняют численное превосходство, что действовать нашим войскам приходится зачастую среди воинственного мусульманского населения враждебной страны, то вся сложность работы генерала Юденича станет еще понятнее.
Работы много. За этой работой генерал Юденич и весь штаб, не разгибая спины, сидят до обеда. В б ч. генерал Юденич и весь штаб сходятся за товарищеским обедом.
Иногда в ставку приезжают командующие отдельными отрядами или их начальники штабов для личного доклада генералу Юденичу. Тогда их просят к столу. Обед тянется недолго. После него генерал Юденич позволяет себе отдых: подают верховых лошадей или автомобиль, и генерал едет час-полтора подышать свежим воздухом, при чем иногда во время этих прогулок осматривает части войск или укрепления.
Вернувшись в ставку, генерал Юденич иногда принимает до поздней ночи доклады о снабжении войск, об организации тыла, и т. п.; штаб работает над систематизацией поступающих донесений. Так изо дня в день тянется трудовая жизнь в затерянной среди гор Закавказья ставке командующего армией. Только иногда эта жизнь нарушается поездками командующего к отдельным отрядам в Батум, Сарыкамыш, Игдырь».
Еще по теме:
Кавказский фронт. В ставке генерала Юденича
Н. Н. Юденич - чудо - богатырь! Богатырем он и ушел! (июнь 1917 г.)
|