100 лет назад, 5 (18) октября 1916 года состоялось освящение и открытие железнодорожного моста имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича через р. Амур близ гор. Хабаровска. Об этом событии рассказ из газеты "Сибирская жизнь".
Мост Наследника Цесаревича Алексея Николаевича
Благовещенский конец—железобетонный мост
Общий вид моста
В октябре месяце открылось движение по вновь выстроенному мосту через Амур, самому длинному мосту в России. Мост этот является последним звеном в сибирской магистрали.
До сих пор великая сибирская дорога шла через Манчжурию, по территории Китайской империи. Теперь же, благодаря мосту через Амур, явилась возможность всю сибирскую магистраль иметь на территории государства Российского. Конечный пункт сибирской магистрали на русской территории был в Хабаровске, где сходится с уссурийской железной дорогой.
Мост, соединяющий Хабаровск с Благовещенском, открыл сквозное движение через Владивосток в Сибирь. На постройку моста потребовалось всего немногим более 3-х лет. Длина сооружения 2 версты 217,81 сажени. Со стороны Благовещенска для подхода к мосту построена, вместо насыпи, железобетонная эстакада, прекрасная по своей массивности и красоте. Общая стоимость всех сооружений — около 13,5 милл. руб.
Каторжники и постройка Амурской ж- д. и моста
„Речь" печатает след. интересное письмо из отдаленного Приамурского края, которое мы печатаем почти без изменений:
„5 октября с. г. состоялось освящение и открытие железнодорожного моста имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича через р. Амур близ гор. Хабаровска.
Мост начат постройкой 30 июля 1913 года, а 6 октября того же года на постройку его была привезена команда из каторжных арестантов, которая и работала на мосту до его окончания.
Я не преувеличу, если скажу, что самая трудная и неудобная работа выполнялась с блестящим успехом „отверженными". Было, конечно, на постройке много и вольных рабочих, но повторяю,—большая и самая трудная часть работ выполнялась каторжными.
На обеде, устроенном после открытия моста, как описывает местная газета „Приамурская Жизнь", много речей было сказано, много здравиц провозглашено за тех "строителей" моста, которые и увидали-то его в первый раз лишь тогда, когда приехали на освящение его. О главных же тружениках, выносивших на плечах своих все составные части постройки, ни слова. Мало этого, по окончании постройки моста их, как ненужную более, использованную силу, заковали в кандалы и отправили на новые места работ, на угольные копи. Вот им и награда за их трехлетний труд на мосту, за сооружение столь важной для государства постройки.
Здесь, на мосту, „отверженные" доказали, что они способны не только „бить и грабить"...
Те же самые каторжные работали и при проведении Амурской дороги, а затем их перевезли на мост.
Труд каторжных исполнялся на постройке дороги по колено, а то и по горло в воде и грязи амурских болот.
Вольные рабочие от таких (водянистых) месть отказывались, а каторга все сработала, ибо ее заставляли это делать приклады солдат.
Как на постройке дороги, так и на постройке моста труд „отверженных" был признан строителями таковых много продуктивнее труда вольных рабочих, не говорю уже о труде „желтых".
Мост гордо раскинулся на расстоянии двух с лишним верст и красуется над столь же гордыми водами Амура, а строители его громят кандалами в глубине копей, и ни для кого не представляют интереса как сами они, так и судьба „преступного и ненужного— вредного элемента".
Не мешало бы их вспомнить и, оценив их работу, чем-либо порадовать по случаю окончания созданной ими от начала до конца дороги.
Многие из них работали на постройке Амурской дороги с самого ея начала и закончили ее мостом, а это что-нибудь значит—проработать на сооружении одной дороги в течение 6—7 годов".
Рабочий моста.
С.Ж.
|