Как живут в Советской России
В ДЕРЕВНЕ
Деревня волнуется уже. Непонятный, но многообещающий коммунизм ей стал ясен, когда совдепы открыли комитеты бедноты. В этих комитетах, долго присматривавшаяся к политическому положению, деревня с ясностью увидела свое настоящее разорение.
Враждебно разделившаяся на две части деревня поняла, куда ведет ее рабоче - крестьянское правительство. Сама беднота не всегда увлекается предлагаемыми ей комитетами, хорошо понимая, что пиршество, приготовленное для нее декретом, не будет продолжительно, и уже приближается момент, когда брать будет нечего и не с кого.
Сильной причиной недовольства властью является отсутствие продуктов, чаю, сахару, керосину, особенно соли. В Тамбовской например губернии, а вероятно похоже на то и в других, соль почти совсем отсутствует, с трудом ее можно по деревням достать за 25 руб. фунт.
Едят без соли. В тамбовской губ. даже прибегали к такому средству: в старую бочку из под соленой рыбы наливали воду, вымачивали дерево и на таком настое варили щи. И так делали все, кто имел бочки. Быть может, это явление местное и случайное, но во всяком случае характерное.
Вторым условием нерасположения деревни к советской власти служат постоянные и для крестьянина невыгодные реквизиции хлеба. Сами крестьяне хлеб в город не везут и не хотят везти. В целях снабжения хлебом города и рабочих, продовольственные учреждения обращаются к постоянным реквизициям.
На этой именно почве, минувшей осенью произошел ряд восстаний, конечно, не приведших к решительному результату, но показательных в смысле определения настроения.
Если восставала деревня без оружия, без предварительной организации, без хорошо подобранного командного состава, то ясно, что жить становится уже невмоготу, и порой один только непроверенный слух, что в соседнем уезде появились казаки, поднимает целый район. Усмиряют жестоко, но успокоение не наступает. Злоба прячется глубже. В известных восстаниях усмирение всегда кончалось расстрелом ни в чем неповинных людей, массовым террором, а в Сызранском уезде целый район, в котором было восстание, наказали более, чем оригинально, но во всяком случае раздражили население еще более: наложили на бутовщика контрибуцию и отобрали весь хлеб. Крестьяне из этого района вынуждены за хлебом ездить в город и получать на три дня для всей семьи установленный паек. Пока крестьяне это вынуждены делать, но вряд ли у них после такой меры наступило успокоение.
Вместо интернациональных чувств в деревне пробуждается свое и рождается ненормальная национальная вражда через голову комиссаров и советских командиров из инородного племени, жестокую власть которых пришлось испытать непосредственно на себе.
Не удивительно поэтому, что тамбовские крестьяне слова «советская федеративная республика» переделали в слова:
«советская всем противная республика».
В. В. К. Н.
Вестник Приуралья 1919-05-25 (№ 54)
|