Самара
Как живут в Советской России
ОТ МОСКВЫ ДО ОМСКА
(По рассказу москвички)
Прибывшая в Омск москвичка поделилась своими наблюдениями за время своего путешествия от Москвы до Омска.
«Прежде всего я вас прошу отметить, - говорила она, что выезд из Москвы совершенно невозможен, в особенности в Сибирь.
В связи с отсутствием топлива пассажирское движение на всех направлениях, исключая Казанское, которое было продлено до 1-го августа.
Между прочим знакомый инженер говорил мне, что 1 апреля будет сожжено последнее полено и на этой дороге движение всех поездов совсем остановится.
Я выехала уже после прекращения пассажирского движения, но при каких обстоятельствах по весьма понятным причинам не могу этого сказать для напечатания в газету. Скажу только, что мне удалось попасть в служебный вагон, в котором я и выехала на Сызрань.
МОСКВА — СЫЗРНЬ
На первых станциях от Москвы, рассказывала путешественница, я вовсе не выходила из вагона.
На станциях за Инзой все еще ничего нельзя открыто купить, но за этими станциями из под полы торговки продавали хлеб и прочее съестное. На вопросы — почему они торгуют тайком,—торговки отвечали— нельзя, отбирают.
В Сызрани продавали молоко, мясо, хлеб белый довольно дешево, - 3 рубля за фунт, но не соленый, так как здесь совсем нет соли.
СЫЗРАНСКИЙ МОСТ
Дальнейшее мое путешествие продолжалось от Батраков до правого берега Волги. На правый берег Волги я приехала 10 марта. Здесь идет спешный ремонт моста, на котором взрывами разрушены 2 фермы — вторая и третья, от левого берега Волги. Эти фермы теперь вновь собираются на мосту.
Работает масса инженеров. Хорошая организация. Большевистские власти относятся к этим работникам в высшей степени заботливо. Инженеры тут же и живут, пользуются хорошим, дешевым обедом — всего за 8 рублей. По словам инженеров, ремонт Сызранского моста должен был закончиться к 20-му марта, когда должно было состояться открытие моста, но по позднейшим сведениям оно было отложено до 28-го марта.
Однако, и в этот день, по предположениям москвички, открытие моста едва ли состоялось. Наконец, если бы мост и был открыт, то едва ли по нему возможно правильное и беспрепятственное движение, так как фермы очень жидки. Быки Сызранского моста совершенно не повреждены взрывами. Мост этот теперь усиленно охраняется. т. к. были покушения крестьян вновь взорвать его.
ВОССТАНИЕ 27 ВОЛОСТЕЙ
Едва только москвичка добралась от левого берега Волги до находящейся от него в 7 верстах станции к Обшаровки, как ей пришлось узнать, что совсем недалеко от этой станции у большевиков возле села Печерского идет бой с восставшими в 27 волостях по окрестности против советской власти крестьянами. В названном селе, не задолго перед приездом путешественницы в Обшаровку, крестьянами было убито и изуродовано 8 комиссаров.
Между прочим москвичке, совершенно неожиданно для нее самой, пришлось быть свидетельницей прибытия в Обшаровку, карательного отряда в поезде, вдруг подошедшим к одной из платформ этой станции. На паровозе она увидела начальника отряда - преступного вида мадьяра, на боку которого болталась раздобытая им где-то кавказская шашка.
По прибытии поезда с карательным отрядом, все лошади на станции были взяты под подводы. Однако, кто-то из приехавших ранее в Обшаровку лиц нанял одну подводу и уехал. Узнав об этом, помощник начальника карательного отряда — совсем мальчишка, лет 18-ти отдал приказ:
«Догнать и расстрелять и седока и того, кто везет, — от «мово имени».
Какой результат имела эта погоня, путешественница не знает. Вскоре карательным отрядом получены были, вероятно, дурные вести из села Печерского. Красных там, очевидно, сильно поколотили, и прибывший в Обшаровку карательный отряд оказался слишком мал, чтобы справиться с восставшими крестьянами. Последовало распоряжение взять станцию под обстрел, а пассажиров всех выгнать в тифозный барак. В бараке один из железнодорожных служащих говорил, что и в Обшаровке, как и всюду по окрестности, готовы вспыхнуть восстания, и население только выжидает подходящего момента.
После нескольких часов пребывания в Обшаровке ночью поезд, в котором ехала москвичка, был отправлен в Самару.
В САМАРЕ
В Самару москвичка приехала как раз в момент падения Уфы, когда прямой провод с ней уже не работал. В городе наблюдалась страшная паника. Для устрашения обывателей по улицам разъезжало 7 броневиков. Дело в том, что в Самаре в этот момент осталось совсем незначительное число красных.
Все красноармейские части были высланы из города для подавления восстания крестьян в окрестностях села Печерского, о котором уже упоминалось, где как путешественница выяснила, шел упорный бой с восставшими в течение 10 дней при участии тяжелой артиллерии и броневиков. Сколько жертв и крови было пролито во время подавления этого восстания в 27 волостях «рабоче-крестьянским» советским правительством трудно конечно себе представить.
Кроме этого восстания вспыхнул еще крупный мятеж против советской власти в Ставропольском уезде, куда тоже потребовались значительные силы красной армии. В эти дни в Самару привозили множество раненых красноармейцев. Характерно отношение обывателей Самары и приезжих крестьян к этим раненым.
«Если мобилизованный, -говорили они, - то жалко, а если доброволец, так пусть сдохнет, как собака - незачем лечить».
В Самаре, по наблюдениям москвички, сосредоточен был весь штаб восточного красноармейского фронта. Помещается он на Саратовской улице в управском доме. Лучшая гостиница «Националь», в которой имеется до 500 номеров, занята красноармейцами и похожа теперь на конюшню.
Все улицы переименованы в большевистские названия. Бывшая Дворянская улица называется теперь Советской. В конце ее памятник Александру второму снят и вместо него поставлен какой-то другой большевистский. В здании одного из банков на Советской улице помещается клуб коммунистов, в котором бесконечные балы с участием подозрительных дам. Красноармейцы в Самаре щеголяют, не раз москвичке приходилось наблюдать в парикмахерской, как они делают маникюр.
В связи с переполохом в Самаре усилился красный террор. Масса обысков, арестов и расстрелов. Имущество бежавших ранее в Сибирь давно разграблено.
Взорванный мост через р. Самарку хотя и реставрирован, но без перил и при перекатывании по нему вагонов трещит. Паровозы по этому мосту не ходят.
Р. А.
(Окончание следует)
Вестник Приуралья 1919-05-11 (№ 43)
Как живут в Советской России. От Москвы до Омска (часть 2)
|