КАК ПОПАДАЮТ В КРАСНУЮ АРМИЮ ДОБРОВОЛЬЦЫ
Однажды состоя на службе в красной армии, я разговорился с одним солдатом и видя его неодобрительное отношение к «товарищам» и его возраст, который еще был не мобилизован, спросил:
— Вы доброволец?— нет; призваны, как коммунист?—нет; мобилизованы? нет; так как же оказались здесь?!
—и он объяснил мне, что по распоряжению из г. Осы, председатель деревенского комитета бедноты искал в деревне 15 человек в город (56 верст) для выслушивания каких-то лекций; день был воскресный и требуемое количество скоро собралось; в городе нам приказано было собраться во двор военного комиссариата.
Когда подошли туда люди и из других деревень, то каким-то канцеляристом были переписаны наши фамилии, нам было объявлено, что мы зачисляемся добровольцами в армию, а через несколько дней мы были обмундированы и отправлены вот сюда на фронт.
(В. Т. Г.).
Вестник Приуралья 1919-03-22 (№ 08)
У КРАСНЫХ
Взятые в плен в последних боях красноармейцы, показывают, что дух красной армии катится по наклонной плоскости вниз.
Многие полки бунтуют. Были случаи митингов и не исполнения крупных боевых приказаний.
Так, пленные красноармейцы 24б-го Пензенского совд. полка рассказывают, что полку комиссары не выдавали патронов до прибытия на передовые позиции. По дороге мобилизованные из Симбирской губ. раздобыли патроны у встретившегося им по дороге матросского эшелона и открыли стрельбу на станциях жел. дорог в воздух.
В полку не выдают продовольствия, взамен которого красноармейцы получают деньги, за которые кроме хлеба и воды, ничего нельзя получить. На позиции, в дер. К., полк отказался наступать. Начдив приказал идти в наступление одному командному составу, чего последний не мог выполнить, ибо красные солдаты поставили пулеметы и угрожали открыть огонь, если их командиры — коммунисты пойдут вперед.
В тылу население сгоняется на окопные работы. У Сарапула возводят позиции с 2-мя линиями, проволочными заграждениями и блиндажами.
(О. В.)
Как пополняется красная армия
В красную армию, на службу к большевикам идут, конечно, не по охоте, а из под палки, ради избавления от тех притеснений, какие причиняют большевики всем не сочувствующим. Тот, кто не вступает в красную армию и держится вне партии коммунистов, должен переносить на своих плечах необычайные тяжести. Их лишают права голоса в решении общественных вопросов, принуждают нести все работы по волости и хозяйствам коммунистов, а также рыть окопы, доставлять на армию печеный хлеб из своей муки, дежурить с лошадьми у ислолкомов и разных учреждений и пр.
Кроме того, они все время подвергаются преследованиям и налогам со стороны местной власти, как деньгами так и сбережениями по хозяйству. Не вошедшие в партию, в некоторых местах, лишаются продовольственных пайков, а интеллигентный класс причисляется к контрреволюционерам и постепенно стирается с лица земли.
Все эти несправедливые притеснения и обиды для многих становятся невыносимыми и вот, чтобы избавиться от них, некоторые убегали в ряды народной армии, если она подходила близко, или просто скрывались в лесах в ожидании ее. Выход этот вначале был хорош, но скоро стал для многих неприменимым, так как семьи бежавшие сначала лишались всего имущества, а потом стали подвергаться надругательствам и расстрелам. Оставался один выход для жителя совдепии - идти в ряды красных коммунистов или добровольцем, иначе жить нельзя.
(В. Т. Г.).
ИЗ РАССКАЗОВ ВОЕННОПЛЕННОГО
Возвратившийся из плена в родную Сибирь некто Фома Бородин в «Ялутор. жизни», описывая свои злоключения в плену и на пути домой, так отзывается о своем проходе через большевизию.
Немало вовсе невинных погибло на русской земле, попадая в руки большевиков.
По прибытии в Россию, большевики приглашают в ряды своей армии, обещая 400 руб. жалованья и 500 руб. наградных. Кроме того, всю обмундировку, хорошее обращение и харчи, а кто не желает приписаться, загоняют в свои лагери и держат там, пока не согласятся, не выдавая при этом ни пищи, ни одежды. Несмотря на все это, пленные все-таки пробирались домой, не считаясь ни с чем, ни с какими трудностями.
При переходе большевистского фронта нас снова задерживали и приневоливали копать окопы. Приходилось от них убегать и обходить фронт стороной, лесами, снегом, без всякой дороги. Я сам шел стороной верст 25. Во время проезда через Россию встречал питательные пункты, но очень слабо оборудованные. По приезде на такой пункт, нужно ожидать 4—б часов пока выдадут пищу, состоящую из борща и 1/2 фунта черного хлеба. Везли в холодных вагонах, без освещения. Много приходилось переходить пешком в виду порчи дороги, порванных железнодорожных мостов. На некоторых станциях приходилось ждать посадку по 3—4 дня.
(В. Т. Г.).
Вестник Приуралья 1919-03-20 (№ 06)
Еще по теме:
Положение дел в «Большевизии» Внутреннее состояние территории, управляемой советской властью
Положение дел в «Большевизии». Характеристика красной армии
Положение дел в «Большевизии». Вести из Москвы
Как живут в Советской России. Ограбленное крестьянство
|