![](http://nik191-1.ucoz.ru/raznoe/Ludi/us-20_1_cygane1.jpg)
Материал из журнала "Столица и усадьба" за 1916 год.
(Из воспоминаний)
Ах! К чему воспоминания.
Что прошло—не воротить.
Из старинного романса.
Как, "к чему воспоминания"?!
Тургенев сказал: "что в молодости надежды, то в старости воспоминания". И он был неправ. Воспоминания—если только они приятные—всегда хороши. Но я только о них и говорю, ибо воскрешать неприятные воспоминания—это все равно, что раскачивать вываливающийся зуб: занятие в одинаковой мере вредное и противное. Хорошие же воспоминания почти реальное удовольствие, в особенности тогда, когда нет в настоящем ничего лучшего. Оптимисты уверяют, что даже неприятное прошлое облекается каким-то флером поэтического небытия и теряет яркость своих красок. "Что прошло—то будет мило", говорит поэт. Время почти гениальный эскулап.
Как вам не стыдно показываться в этом городе?— спрашивает в старом анекдоте один еврей другого.—Ведь, вас же здесь били раз целую ночь?.
- Ну, что за ночь!?.. Короткая майская ночь...
Но, конечно, не такия воспоминания я желаю предложить взыскательному читателю.
***
Мы поедем в Самарканд!
Там нам будет веселей,
Там красавица моя—
Проведем мы время с ней...
Заливался цыганский хор в угловом кабинете "Самарканда". Гитара Николая Ивановича Шишкина, не менее знаменитая, чем когда-то славившаяся "Соколовского гитара", которая "до сих пор в ушах звенит", аккордировала в безукоризненном темпе, а Дулькевич, подхватывая на второй гитаре знакомую мелодию в бесчисленных вариациях, то отставал от него, то догонял увлекающегося партнера.
![](http://nik191-1.ucoz.ru/raznoe/Ludi/us-20_1_cygane2.jpg)
Красный бархатный диван и такие же кресла стояли вокруг большого круглого стола, уставленного бутылками шампанского, фруктами и чашками черного кофе. Цыганки сидели "чинно в ряд" на стульях, вытянутых в две линии, напоминая ласточек на телеграфной проволоке, а сзади стояли желтые "чавалы".
Сквозь узкую полоску между тяжелыми гардинами проглядывало весеннее веселое утро и, по-видимому, неравнодушная к нашему времяпрепровождению природа просыпалась, чтобы исполнить пророчество Пушкина. Щедрыми дарами - золотыми нитками, целыми полосами и кусками падало золото на фарфоровые, белые и лиловые гроздья сирени, и густые кусты их, заполнявшие маленький садик, казалось, пытались пробраться через сплошной деревянный забор и уйти в далекое поле... Одуряющий аромат врывался в полутемную комнату и звал к солнцу, к небу и цветам, звал на чистый воздух, на зеленую траву под развесистые деревья...
***
Цыганки обыкновенно не пьют, или пьют очень мало. Но пение цыганское не идет без шампанского. Да и сами цыгане, когда выпьют, оживляются и начиняют петь и танцевать без всякого приглашения и даже без указания дирижера хора, которому они подчиняются в обычное время со всею строгостью самой суровой дисциплины.
![](/raznoe/Ludi/us-130_1_khilmi.jpg)
Хильми-паша
Помню, в Петербург приехал важный турок Хильми-паша с дипломатическим поручением. Отношения с турками у нас были отличные, и никто бы не сказал, что в недалеком будущем мы будем бомбардировать Босфор. "Новое Время" устроило иностранному дипломату ужин у Кюба, на который был приглашен и турецкий посол Турхан-паша. М. А. Суворин просил меня повеселить как-нибудь "азиатов".
![](/raznoe/Ludi/us-129_1_andreev.jpg)
В. В. Андреев
В этот день в Дворянском Собрании был большой концерт балалаечников В. В. Андреева. Я отправился туда и просил всегда любезного Василия Васильевича приехать со своим оркестром к Кюба, а сам похитил Н. В. Плевицкую, только что тогда входившую в большую моду, и возвратился к гостям. Когда мне доложили, что приехали балалаечники, я стал у дверей кабинета и каждому входившему подавал фужер шампанского—тогда еще это не было преступлением—требуя выпить залпом. Усталые после концерта артисты охотно исполняли требование.
Живо были установлены стулья, расставлены пюпитры, выдвинута дирижерская "платформа", и балалайки заиграли. Плевицкая пела, Андреевский оркестр—аккомпанировал. Это было "первый раз в Петербурге". Посол и гость, утонченные европейцы, видавшие самых знаменитых мировых артистов, были в восторге и выражали его, не скрывая. А музыканты, возбужденные вином и успехом, играли пьесу за пьесой — без команды дирижера, который только беспомощно разводил руками, как бы извиняясь за такой беспорядок, но в сущности очень довольный за своих артистов.
Я вспомнил об этом случае, говоря о цыганах, которые также под влиянием момента, начинают петь сами по себе, как птица в поле. Но до этого момента их надо довести. И вот мы изощрялись.
Однажды в "Самарканд" приехала небольшая, но "серьезная" компания. Все люди, умевшие слушать цыган, а цыган надо уметь слушать, если хотите получить от них старые песни, все то, что цыгане могут дать из глубины своей души. Это были известный купец, прокутивший с цыганами огромное состояние, о котором столь неожиданно трагически кончившая свою карьеру Мария Пуарэ с обычным изяществом сказала:
Пройдут года, пройдут века...
А в сердце будет все "В. К."
Артист Мамонт Дальский, которого могу называть смело, так как артисты не боятся популярности, маленькая драматическая актриса г-жа Лидарская и я, старый журналист (журналисты, как известно, могут быть кем угодно и где угодно).
![](/raznoe/Ludi/us-131_1_dalskij.jpg)
Мамонт Дальский
Но цыганам не пелось. Было слишком поздно или называйте слишком рано: что-то часов 6 или больше. Тогда Дальский вынул пригоршню золота и велел подать водки. Тогда и водка подавалась не только для "технических целей". Но в данном случае она нужна была не для питья, а для дезинфекции. В глубокой тарелке принесли водку, подали бокалы, и наша дама приступила к мистерии.
Высыпав золото в тарелку, она стала вынимать по монете, и бросать в бокалы, которые тут же наполнялись вином. Когда все было окончено и пятьдесят бокалов были полны, цыгане должны были пить. Кто выпивал сразу, брал золотой, кто не допивал - не получал его и должен быль начинать сначала. Эта "игра" продолжалась несколько часов. Уже давно приближалось к середине неба удивленное лицо Феба, и я несколько раз поднимался, чтобы ехать домой. Но каждый раз гигантская рука "В. К." усаживала меня обратно, и густой бас убедительно повторял:
— Куда ты? Сиди... Разве ты не знаешь: встретиться легко, расстаться трудно!
А цыганка пела с непередаваемым надломом:
Расставаясь она говорила:
Не забудь ты меня на чужбине.
Одного лишь тебя я любила
И любовь сберегла, как святыню...
И слезы блестели на глазах, и их не было стыдно. Цыгане, вино, бессонная ночь, — но эти слезы были святою данью чистому искусству, и после этой минутной дани такому настроению бурным вихрем влетал оргиастский мотив—
Живо, живее!
Целуй меня скорее!..
И комната тонула в бешеной пляске, где все и пили и плясали.
Три дня мы не уезжали от цыган.
***
Были сильнее эмоции. Была глубже печаль. Было безудержнее веселье. Не было нынешней заевшей мир фальсификации, грубой и не грубой подделки. Не было этого "аплике". Не было бриллиантов от "Тэта", но, как теперь принято острить, были бриллианты от „tetе-а-tet'a".
До войны кто не знал в Петербурге Р., высокого презентабельного седого джентльмена, неизбежного посетителя модных ресторанов, кафе-шантанов, скачек и соnсоurs hyppiques? Его огромная характерная фигура появлялась обыкновенно в первом кабинете в "Аквариуме", кланяясь бесчисленным знакомым. Немного он напоминал портреты барона Мюнхгаузена, не имея - спешу оговориться—ровно ничего общаго по душевному складу с анекдотическим аристократом. Он и купец "В. К." являлись типичными прожигателями жизни едва отошедшего прошлого, но в безыскусственности их порывов была все же большая разница.
У "В. К." умер сын. Один приехал он на "бережок", к Фелисьену (так мы привыкли называть этот "уголок" хотя он переменил уже несколько названий) и стал на пристани.
![](/raznoe/Ludi/us-132_1_kupec.jpg)
Была глубокая темная ночь. Ни звездочки. Без луны. Шел крупный дождь. Рядом стоял татарин и уговаривал уйти "В. К." стоял бес шляпы. По Неве шел пароход угольщик.
— Приведи его сюда. Вот деньги,—протянул он руку лакею.
Изумленный татарин, не смея противоречить, вскочил в ялик и поплыл за пароходом. Угольщик подошел.
— Гуди!-приказывает.
Пароход гудит. Протяжный, тяжелый звук с трудом рассекает ночной воздух. Купец стоит и плачет. Гудок прекратился.
— Гуди еще! - дает деньги.
И опять тот же тяжелый, зловещий звук. Потом он уехал.
"В любви и злобе, верь, Тамара, я неизменен и велик", уверял Демон. В печали и в веселье прежние люди были могучи в своем размахе.
Вы, нынешние, нутка!
![](/raznoe/Ludi/us-133_1_davydov.jpg)
А. Д. Давыдов
Покойный "цыган" А. Д. Давыдов, автор знаменитой "Пары гнедых", любил больше всего ездить на тони. Были такие "Лукотинския" тони. Теперь уже их нет, как нет уж троек с бубенцами, как нет и многаго, и многого другого! Бывало в 5 часов утра он уж обязательно предложит:
— Съездим на часок. Чего там... Забросим одну-две тони, и вернемся.
Но выходило иначе. Приезжали. Одна, две, три тони и ничего, все мелкая рыбешка Досада и оскорбленное чувство охотника. Решаем закинуть еще.
![](http://nik191-1.ucoz.ru/raznoe/Ludi/us-63_1_toni.jpg)
А Нева просыпается Встает утро и "солнца луч, играя, ярко бьет и золотит, лаская без разбора все, что к нему случайно подойдет". На том берегу зеленые купы деревьев сплошной стеной нагнулись над рекой и смотрят на свое изображение как бы обрадованные, что за ночь они не изменились, даже похорошели...
На пристани уже поставлен традиционный "самоварчик", пьем чай, закусываем. Тут же и дамы, не боясь промочить свои туфельки, подходят по мокрым доскам к рыбакам.
— Ну, что? Тяжело?
— Пожалуйте! Потяните сами! На ваше счастье!—отвечают рыбаки, уже чувствуя, что попалась знатная добыча.
Все бегут к воде. Вытащили двух полупудовых лососей. Они извиваются, своим серебряным телом блестя на солнце и рассыпая тысячи брызг.
Лососи уложены в сетки и брошены в верх автомобиля.
— В Самарканд!—раздается приказ инициатора-добровольца.
![](/raznoe/Ludi/us-134_1_cygane.jpg)
Никто не протестует. Из "Самарканда" переезжали к "Эрнесту". И не спали. И не хотелось. И веселы были. И другим, глядя на нас, было приятно и весело...
Дон Жуир.
Еще по теме
|