Как должен выглядеть красивый мужчина
С тех пор, как существует письменность, человечество всегда находило возможность и случай воспевать женскую красоту.
Если бы первые люди умели писать до грехопадения, Адам, вероятно, описал бы в восторженных выражениях прелесть Евы,—первой женщины, соблазнившей мужчину.
Король Людовик II Баварский,
который считался самым красивым человеком своего времени
Природа устроена так мудро, что люди всегда имеют возможность создавать себе идеалы даже в тех случаях, когда их на самом деле не существует.
Но было бы ошибкой думать, что эти идеалы остаются неизменными. То, что сегодня почитается всеми за идеал, завтра уходит в область преданий.
Эта беспрестанная переоценка ценностей определяется вечно изменчивым характером человечества.
Ценность того или иного типа возрастает, кроме того, в зависимости от его распространения.
Блондинки в настоящее время пользуются большим успехом, чем брюнетки
или шатенки, потому что последние, очевидно, составляют большинство.
Мужская половина рода человеческого ожидает от блондинок всех тех прелестей и добродетелей, которых не хватает другим женщинам.
Идеал красивого мужчины меняется так же часто, как и идеал женщины. За последние пятьдесят лет человечество создавало самые разнообразные, часто противоречивые идеалы человеческой наружности.
Некоторые из „идеальных красавцев" 1906 или 1912 года несомненно были бы теперь с негодованием отвергнуты женщинами.
Требовательные мужчины также давно отвернулись от „кисейных барышень", и увлеклись более сложным и содержательным типом культурной женщины.
Следует подчеркнуть, что чем культурнее человек, тем больше удовлетворения он находит в одухотворенном выражении человеческого лица.
Правильность линий имеет для такого человека меньше значения, чем то неуловимое обаяние, которое невозможно передать словами, и которое, тем не менее, оказывает такое неотразимое действие на каждого.
Рудольф Валентино, „самый красивый мужчина нашего времени", без грима
Иногда это обаяние проникает в каждую черту какого-нибудь прославленного „кумира" своего времени, но часто бывает, что достаточно одних только выразительных глаз, чтобы сделать их обладателя или обладательницу неотразимыми.
Во второй половине прошлого века, в эпоху сравнительного материального благополучия, идеалом мужской красоты был молодой король Людовик II Баварский, который считался самым красивым человеком своего времени.
Его изящная, несколько женственная наружность проникнута оттенком одухотворенной меланхолии, а в темных глазах горит огонь сдержанной страстности.
Поль Гейзе—идеал культурного эстета
Совсем другим типом был второй „кумир" этого времени, — художник Ансельм Фейербах.
Если король Людовик казался на многих портретах почти мальчиком, то, в противовес ему, наружность Фейербаха отличалась ярко выраженной мужественной силой. Он носил темные пышные волосы и длинные усы. К Фейербаху особенно шел его яркий южный темперамент, которым было проникнуто каждое его движение.
Душка-военный—кумир начала нашего века.
Утонченная эстетика, создавшая оба эти типа, нашла свое наиболее законченное выражение в писателе Поле Гейзе, который сменил оба прежних „идеала" в сердцах женщин.
Белокурый герой экрана, Поль Рихтер, Зигфрид из „Нибелунгов"
Он был прежде всего эстетом, придававшим главное значение общей гармонии и впечатления.
Высоко-культурный, сдержанный и тонкий, как стиль его изящных новелл, он был воплощением эпохи, стремившейся к законченности и гармонии между формой и внутренним содержанием.
Затем наступил период, когда женщины чуть не всего мира увлекались артистом концертной эстрады Жозефом Шварц. Этот триумфатор мог рассказать много историй о несчастной любви десятков и сотен женщин и девушек.
В его комнате, всегда наполненной ароматом цветов, можно было найти сотни любовных писем всевозможных типов и форматов.
Тут были и изящные надушенные записочки светских дам, и наивные письма гимназисток, и неуклюжие каракули горничных и швеек...
Он был идеалом „некрасивого, но интересного мужчины".
Другой разновидностью того же „актерского" типа был Гарри Вальден, идеал всех девушек, веселый, элегантный, чуждый всякой меланхолии и серьезности.
Наряду с артистами, если не больше, женщины начала двадцатого века чествовали „душку-военного" с лихими усами, шпорами и аксельбантами.
Военный мундир был символом успеха среди прекрасной половины рода человеческого и „пожиратели сердец" широко пользовались своей популярностью.
Но все проходит—и бравый офицер уступил место новому герою, артисту экрана и спортсмену.
Уже десять лет тому назад жрецы „Великого Немого" приобрели над женскими сердцами ту власть, которую они безраздельно удерживают до сих пор.
Правда, тогда ярче всех сияли имена, которые теперь начинают постепенно забываться.
Бруно Кастнер и Гуннар Тольнэс были покорителями сердец и властителями дум, и поклонницы выпрягали лошадей из их экипажей, чтобы устроить своим кумирам настоящее триумфальное шествие.
Теперь на экране мелькают уже другие имена,—но общее положение дела от этого не меняется.
Идеальный дэнди и светский лев Гарри Линдтке, Рудольф Валентино, все еще не забытый женщинами пяти частей света, Мартин Козлак, в лице которого европейское кино приветствует тип нового героя— все они различны и не похожи друг на друга, но между ними есть вместе с тем какое-то объединяющее их неуловимое сходство.
Власть экранного героя над женскими сердцами по-прежнему непоколебима. Но наряду с ними вырастает постепенно еще одна разновидность "кумиров" — спортсмены, боксеры, борцы...
Как и и отошедший век забытой романтики, теперь в наполненных цветами комнатах этих властителей женских сердец можно найти сотни изящных надушенных любовных листков всевозможных типов и форматов.
Идеальный тип художника во второй половине прошлого столетия. Авто-портрет Ансельма Фейербаха.
Это письма к новым "кумирам“, новым „идеалам" нашего времени от великосветских дам и наивных гимназисток до швей и горничных включительно.
Идеал девичьих мечтаний гарри Лидке
Идеальный денди 1920 года—Бруно Кастнер.
Маятник времени колеблется из стороны в сторону — и грубый идеал нашего времени, пресыщенного неврастениками и женственными мужчинами — боксер Макс Шмерлинг—служит теперь таким же центром восхищения и поклонения, как когда-то изысканный, стройный король Людовик Баварский...
Ю. Клеменс.
"Рубеж", № 19, 1929 г.
|