Как только вспыхнула война с немцами, вслед за всей матушкой-Русью потянулись на поле брани и офицеры кадетских корпусов. Вполне понятны чувства этих офицеров, так как, несмотря на многолетнюю чисто педагогическую работу, у большинства все же не перестает биться чисто военная жилка. Честь и слава этим незаметным частицам громадной машины—Русской Армии!
Не взирая на различные препоны, ставившиеся этим офицерам, до настоящего времени ушли на войну многие десятки воспитателей. Стремление стать непосредственно в ряды защитников Родины не ослабло среди воспитательного состава и до сей минуты. По-прежнему многие всякими правдами и неправдами бросают свое педагогическое поприще и уходят в строевые части.
Конечно, сейчас первая мысль у каждого - победа над подлым врагом. Однако нельзя забывать, что кадетские корпуса—эти питомники будущих офицеров—не могут ни на минуту прекратить своей деятельности.
И в мирное время в их наблюдался значительный некомплект воспитателей. Теперь же этот некомплект безусловно должен был возрасти в весьма высокой степени.
Правда, за последнее время в кадетские корпуса взяты на воспитательные должности раненые, но это отнюдь не может служить заменой уходящих на войну педагогов.
Во-первых, следует заметить, новые воспитатели из раненых пошли на трудную педагогическую работу исключительно в силу неблагоприятно сложившихся для них обстоятельств, вследствие неудачного ранения, и, конечно, лишь ничтожное число из них обладает хотя бы даже самым малым количеством педагогического чутья, что является наиболее ценным качеством в педагоге.
Во-вторых, изнервничавшиеся и больные офицеры, даже может быть и обладающие известными плюсами в педагогическом отношении, очевидно никоим образом не могут сразу приобрести опыт своего предшественника.
Разумеется, что и при условиях мирного времени всегда будут молодые, неопытные воспитатели. Но в мирное время вряд ли будет заурядным явлением одновременное, почти, прибытие нескольких молодых воспитателей, а кроме того, ныне, когда мысль всех сосредоточена на одном предмете, такой воспитатель, само собой понятно, может получить гораздо меньше различных указаний и помощи от своих опытных сослуживцев, чем не в военное время.
Кроме того, воспитатели из эвакуированных при первом же удобном случае уходят из корпусов, пользуясь своим положением прикомандированных.
Что же получается в результате? Мне известны случаи, когда в некоторых классных отделениях за неполные еще два года переменилось четыре воспитателя. Благодаря этому, кадеты не воспитываются в определенном направлении, а ,наоборот, их ведут то влево, то вправо. Такой, слишком непостоянный, курс имеет чрезвычайно вредные последствия, и кадеты сильно разбалтываются. Если и в мирное время, надо отдать справедливость, воспитание в наших кадетских корпусах не стояло на должной высоте, то в настоящее время во многих корпусах дело воспитания стоит еще ниже.
Если и впредь воспитатели будут иметь возможность тем или иным путем уйти на войну, то в конце-концов в кадетских корпусах произойдет полнейшая разруха, устранить которую впоследствии будет стоить чрезвычайных трудов.
Поэтому, необходимо категорически воспретить дальнейший уход из корпусов воспитателям, которые, в общем, для действующей армии дадут немного, но зато могут принести громадную пользу той же армии, воспитывая будущих офицеров. Эту меру следует провести немедленно, а то очень скоро уж будет поздно.
Невоспитатель.
|