Близится окончание второго года великой войны.
Растут жертвы, приносимые народом, увеличивается море пролитой крови и человеческих страданий.
А в тылу идет волна разгула самых низких страстей — алчности, разврата и продажности. Подвигов защитников и ужасов войны большинство русского народа не видит, а разнузданность тыла — у всех на глазах.
Мутные волны ее, разливаясь, захватывают и заражают все более и более широкие круги.
Трудно не испачкаться в болоте, трудно сохранить настроение сознательного гражданина в той мути, которая поднялась с самого дна русской жизни.
Особенно трудно это для неустойчивой молодежи.
Задача людей, близко стоящих к ней, заключается в охране, в поддержании серьезного вдумчивого отношения к происходящему у юношей, в непрерывных обращениях к ним и напоминаниях о том, что переживает отечество.
Но слова не всегда убедительны. Глаголом жечь сердца— не всякому дано, слово — словом, а еще лучше, если его подкрепить делом или личным примером.
Персонал кадетских корпусов, проработав прошлое лето в тылу армий, пример показал.
Кто мог, кого отпустили — все работали.
Но что же сделали и делают для армии сами кадеты?
Ничего.
Живя совершенно нормальной жизнью, они учатся, по праздникам уходят в отпуск, веселятся, каникулы в большинстве проводят дома. Живут так, как будто бы войны и нет. Лишь те, у кого на позициях близкие родные, лишь те, кто их терял, чувствовали войну, а масса— ей чужда. Они привыкли к той войне, которая вся состоит только из сообщений штаба Верховного Главнокомандующего, статей военных корреспондентов.
И будит в массе такая война простое любопытство: наступают или отступают, сколько взяли пленных, пулеметов; то же, что наступление и отступление, взятие пленных и орудий неминуемо сопряжено с ужасом, с страданиями человека — это забывается.
А позволить об этом забывать — нельзя. Молодежь обязана всегда помнить жертвы приносимые, чтоб ей же легче жилось в будущем. Всегда каждый должен помнить о тех, кого рвут на части снаряды, кто задыхается в ядовитых газах, кто истекает кровью за будущее народа.
И чтобы помнить — нужно делать дело, прямо относящееся к войне, дело близкое, реальное, дело по снабжению армии.
Можно ли это?
Можно. В каждом корпусе есть отлично оборудованные мастерские для занятий ручным трудом. На этих занятиях кадеты делают ножички для разрезании бумаги, квадратики для линования, шкатулки, а могли бы делать — ручки для топоров, черенки для лопат, стойки для палаток и многое другое.
Маленький опыт в этом отношении имеется.
Вольский кадетский корпус взял перед Рождеством у Саратовского военно-промышленного комитета заказ на рукоятки.
Все производство рукоятки было разделено на ряд отдельных стадий, чтобы даже первоклассники могли принять участие в работе. И надо было видеть рвение, с каким работали кадеты!
Конечно, как и во всяком ученическом деле, за работу ухватились все, но менее настойчивые стали отпадать, и образовался кадр упорных работников, отдававших делу весь досуг.
Заказ был выполнен и принят комитетом.
Успех придал энергию, и только близость конца учебного года побудила руководителей приостановить работу или до каникул или до начала будущего учебного года.
В. Дзякович.
|