К годовщине
Как мало прожито, как много пережито!
Сегодня исполнилось двадцать четыре месяца, как пало у нас самодержавие со всеми его придаточными атрибутами: жандармерией, полицией, стражниками и пр.
Оглядываясь назад, в область прошлого, сердце и разум ликуют, уверенные в том, что это мерзопакостное прошлое ушло в предание и больше не воротится, оно стало для российского гражданина миром...
Так пожелаем ему спокойного сна, ему, упившемуся кровью народною...
Два года тому назад российский гражданин ликовал, ликовал в массе, свергнув престол Николая.
У всех было радостное настроение, приподнятое, бодрящее.
У революционных же социалистов-большевиков,- стояли на очереди большие задачи и эти задачи они сумели выполнить в течение девяти месяцев.
Цитадель царского самодержавия в России служившая жупелом для Западной Европы была разбита.
Легкость победы была замечательная и это наводило на грустные мысли, что дальнейший ход революции будет тяжел. И действительно мы пережили корниловщину, керенщину, дутовщину, чехословатщину и пр.
И из всех тяжелых испытаний вышли победителями.
Особенно тяжелое и мрачное время было в июле, октябре и ноябре 1917 г.
Вспоминая это, каждый революционный социалист переживает тяжелые минуты. Затем положение резко изменилось и пошла созидательная работа по строительству новой жизни.
За шестнадцать месяцев работы мы имеем очень многое, внутреннее,— свое, и этот период оказал благотворное влияние на внешнее положение: социальная революция разгорается по всему миру. Мы теперь не одни, но за то цели и задачи, диктуемые нам, накладывают на нас товарищеские обязанности помочь Западно-европейскому пролетариату в его тяжелой борьбе с мощной организацией империалистической буржуазии.
Разумеется у нас было много промахов, ошибок,—но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Много нам ставили палок в колеса, но и с этой бедой мы справились.
Много примазалось к нам «попутчиков», ничего общего с социализмом не имеющих, но и эта задача стоит на очереди дня.
Радостное событие, воссоздание революционного коммунистическою III Итернационала в Москве,—у нас окрыляет нас на дальнейшую энергичную плодотворную работу.
Уверенность в том, что наша работа не пропала даром, а послужила примером международному пролетариату, вливает яркий свет в нашу подчас тяжелую жизнь.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1919 № 057, 12 марта
Два года борьбы
Два года тому назад в России началась революция,—первая из революции, порожденных всемирной империалистической войной.
Всего с тех пор прошло 2 года, но какой громадный шаг вперед сделала Россия. Буржуазия, ставшая у власти в первый период революции, в лице правительств Милюкова и Керенского, разбита вдребезги; контрреволюция внутри страны в целом подавлена,— отныне она возлагает свои надежды только на помощь иностранного империализма, питающего своей поддержкой правительства окраин России.
Партия большевиков - коммунистов, бывшая в феврале— марте 1917 года незначительной кучкой, правит теперь громадной страной,—партия большевиков-коммунистов становится в то же время боевой партией всего международного пролетариата. Русская революция, начавшаяся, как буржуазная революция, превратилась в октябре 1917 года в революцию социалистическую, в 1918 году она вышла из национальных берегов и стала революцией мировой.
Опыт двухлетней борьбы российского пролетариата под знаменем коммунизма целиком подтвердил правильность его тактики и его предвидений,— построения, казавшиеся „грезо-фарсом" реальным политикам, становятся подлинной действительностью. Мировая война привела к крушению империализма; она ускорила наступление пролетарской революции в Европе.
Советы, эти органы власти, возникшие на другой день после революции в Петрограде, выявили себя как форма мировой пролетарской диктатуры. И Интернационал окончательно обнаружил свою революционную сущность, свой характер оплота буржуазии против пролетариата; на развалинах II Интернационала создался III Интернационал, Учредительное собрание выявило себя оплотом реакции повсюду - не только в России, но и в Германии, где под его знаменем буржуазия дает последний бой пролетариату.
Два года провел русский рабочий класс в непрерывных революционных боях, и эта борьба только укрепила его положение. Теперь он уже не так одинок, как два года назад,—он чувствует за собой крепнущую с каждым днем поддержку рабочих батальонов в других странах. Мировая социалистическая революция стала фактом, империалистическая война превратилась в войну гражданскую не только в России, но и во всем мире. Как раз в дни второй годовщины русской революции в Берлине продолжаются бои между шейдемановцами и коммунистами, борьба за победу пролетариата в Германии.
«Русская революция есть лишь одно из звеньев из цепи восстаний, порождаемых всемирной империалистической войной,
— твердили большевики с начала 1917 года, и ход событий показал нашу правоту. Лучшее доказательство верности наших взглядов являет образование III революционного Интернационала, задача которого—непосредственное руководство мировой пролетарской борьбой.
Вот главные результаты двух лет революции. Большевизм — это самая грозная сила, противостоящая старому миру. Когда рабочие России праздновали первую годовщину своей революции, империалистическая воина еще продолжалась и своими миазмами отравляла сознание широких рабочих масс в странах Запада.
Теперь война закончилась, и быстрыми шагами идет процесс отрезвления западно-европейского пролетариата от шовинистической заразы. Но империалистическая война прекратилась только для того, чтобы превратиться в войну гражданскую, в классовую войну пролетариата против буржуазии. Все ширится и ширится арена этой гражданской войны, весь мир превращается в поле революционной борьбы. И, вероятно, недалеко уже время, когда, празднуя годовщину революции, мы можем сказать, что исполнились слова товарища Ленина:
„Мы видели рождение русской революции и мы доживем и увидим, как создастся международная Советская республика".
Если в первую годовщину первой революции русская рабочая власть была еще одинока, то теперь, когда разгромлен австро-германский империализм и началась пролетарская революция в Германии и Австро-Венгрии, когда в Баварии провозглашена Советская республика, когда советское движение растет в Англии, во Франции и Италии,—пролетарская революция в России вышла уже из своей изоляции, у русского пролетариата уже есть союзники и русский большевизм превратился в мировой большевизм".
Северная коммуна 1919 № 057, 12 марта
Празднование годовщины падения царизма
ПЕТЕРБУРГ, 13 марта. Вторая годовщина падения царизма была ознаменована целым рядом митингов.
(Радио).
У братской могилы
(Памяти жертв февральской революции)
Я видел много их: и жен, и юных дев,
И старцев, и детей, и юношей прекрасных—
Давно ль еще живых—теперь уже безгласных! —
И чувствовал в душе моей безумный гнев.
И с губ моих уже сорваться был готов
Крик возмущения—призыв к кровавой мести
Народным палачам, правителям без чести,
Чью низость заклеймить не находил я слов.
Но царственной толпы спокойный, светлый лик
И гимнов стройное торжественное пенье,
Утишив бурю чувств, внесли успокоенье
Желанное в меня, сковали мой яаык,
И перед братскою могилой, умиленье
Почувствовав в душе, безмолвно я поник.
А. Германов.
Еще по теме
|