По материалам журнала "Огонек" за сентябрь 1916 года.
К процессу гр. М. Я. Орловой-Давыдовой
(по сцене М. Я. Пуарэ)
в Петроградском окружном суде
Осенняя сессия присяжных заседателей в петроградском окружном суде открылась 19-го сентября сенсационным процессом графини М. Я. Орловой-Давыдовой — известной артистки М. Я. Пуарэ, по первому мужу Свешниковой.
Возникло это дело по жалобе нынешнего мужа артистки, Жиздринского уездного предводителя дворянства, члена Г. Думы гр. А. А. Орлова-Давыдова, за которого она, будучи уже женщиной «за 50» лет, вышла замуж 17-го января 1914 года, и который через год и одну неделю возбудил против нее уголовное преследование, обвиняя ее в том, что рожденного будто бы от него сына Алексея она в действительности не родила, а лишь симулировала роды при участии близких ей женщин, не практикующих акушерок —вдовы ст. сов. Ф. Б. Давыдовой и ея сестры М. Б. Ушаковой. При крещении мальчика последний подложно был записан в метрические книги как рожденный в браке М. Я. с гр. Орловым-Давыдовым.
Гр. А. А. Орлов-Давыдов познакомился с М. Я. Пуарэ-Свешниковой в октябре 1906 года в Москве будучи в то время женат на баронессе А. Г. Стааль, от которой имел сына и двух дочерей. Артистка принимала все меры к тому, чтобы упрочить знакомство с графом и достигла того, что оно перешло в интимную дружбу.
Когда, в 1907 году, скончалась любимая старшая дочь графа, М. Я. Пуарэ особенно энергично выражала свое участие в постигшем его горе. Талантливая поэтесса,—являющаяся автором популярных романсов «Лебединая песнь», «Я ехала домой», «Я грушу, ты не можешь понять» и др., в которых и слова, и музыка принадлежали ей, она прислала убитому горем отцу стихи, написанные ею по поводу смерти девочки, явилась в церковь на отпевание, возложила на гроб усопшей венок с трогательной надписью и купила место для свой могилы возле фамильного склепа графов Орловых-Давыдовых на кладбище в Царском Селе.
Такая активность М. Я. в выражении соболезнования еще более сблизила графа с артисткой, которая в свою очередь искала сочувствия графа, повествуя ему о своей печальной юности.
Автобиография М. Я. Пуарэ заслуживает интереса. Графиня-артистка,—дочь пользовавшегося в Москве необыкновенной популярностью обрусевшего француза, учителя фехтования, является родною сестрою всемирно известного, обратно перефранцузившегося художника-карикатуриста Каран-д’Аша, сравнительно недавно скончавшегося в Париже.
Графиня-артистка рассказывает, что, рано лишившись матери, она страдала от тирании отца и избавилась от нея, лишь выйдя в 16 лет замуж за старого инженера-богача Свешникова. Через несколько месяцев, по просьбе мужа, она очутилась в доме умалишенных, откуда ее освободил знаменитый московский антрепренер Лейтонский, немедленно принявший ее на опереточную сцену. Сравнительно скоро М. Я. перешла на драматическую сцену «Александринки», где прослужила много лет и приобрела известность.
Муж артистки, член Гос. Думы гр. А. А. Орлов-Давыдов
В истории последнего романа М. Я. Пуарэ, завершившегося браком с овдовевшим гр. А. А. Орловым-Давыдовым, видную роль сыграло мистифицирование при помощи сеансов мнимого спиритизма, во время которых вызываемые артисткой «духи» в лице горничной и других пособниц вещали, что граф обретет счастье и духовный покой, а также успокоит душу умершей девочки лишь женитьбой на М. Я. Пуарэ.
Обвиняемая—бывшая артистка Императорского Александринского театра М. Я. Пуарэ, ныне графиня М. Я. Орлова-Давыдова.
|