Омск, 22 (9) сентября
За истекшую неделю появился государственный акт чрезвычайной важности — грамота Верховного Правителя от 16 сентября. Этот акт вводит в ряд государственных установлений: новое Государственное Земское Совещание, созываемое по преимуществу из представителей крестьянства и казачества и являющееся органом законо-совещательным, с правом запросов министрам и правом выражения пожеланий о необходимости законодательных и административных мероприятий.
Цели учреждения Государственного Земского Совещания точно формулированы в грамоте. Это, прежде всего, содействие Верховному Правителю и его правительству
"по завершению в момент высшего напряжения сил начатого дела спасения Российского Государства".
Далее Совещание должно помочь Правительству в переходе от неизбежно суровых начал военного управления, свойственных напряженной гражданской войне, к новым началам жизни мирной, основанной на бдительной охране законности и твердых гарантий гражданских свобод и благ личных и имущественных. И, наконец, на обязанности Совещания лежит
"озаботиться вопросами укрепления благосостояния народного".
Председателю Совета Министров поручена разработка в ближайшее время проекта положения о новом государственном органе. Совет Министров приветствовал грамоту Верховного Правителя особым постановлением.
Мы всецело присоединяемся к этому приветствию и считаем грамоту актом высокой государственной мудрости. Правительство, созидающее здание новой государственности, не может строить его вне единения с народом, иначе это будет здание, построенное на песке. Для единения же правительства с народом необходима живая, реальная связь между ними.
Такой связью по мысли законодателя должно явиться—и в действительности не может не быть—вновь созываемое Государственное Земское Совещание. Мы говорим „не может не быть", ибо состав его, почерпнутый преимущественно из самых недр народных, ставит правительство и народ лицом к лицу.
Отныне заподозреванию правительства, как со стороны тех или других общественных кругов, так и союзнических демократий, в отсутствии демократических стремлений места быть не должно.
Верховный Правитель в единении с Советом Министров создает новый высокий государственный орган демократичный вдвойне—и по идее, и по составу. Имя П. В. Вологодского —старого испытанного демократа служит порукой, что выполнение плана создания вновь нарождающегося Совещания будет вполне соответствовать идее, лежащей в основании этого плана.
Таким образом правительство в строгом согласии с принципами народоправства зовет общество к совместной с ним работе на пользу государственную.
Этот призыв обязывает общество и не должен остаться без ответа. Возможность государственной работы в рядах Совещания и кругом него для общественности открыта. Отныне от нее зависит: принять ли активное участие в этой сознательной работе, или стать в ряды безответственной „оппозиции для оппозиции“ справа или слева — все равно. Роль столь же легкая как и мало почетная.
Таким образом заканчивающие грамоту слова Верховного Правителя:
"я призываю все население к полному единению с властью, прекращению партийной борьбы и признанию государственных целей и задач выше личных стремлений и самолюбий, памятуя, что партийность и личный интерес привели Великое Государство Российское на край гибели"
являются для русской общественности призывом к экзамену на государственную крепость.
Хочется верить, что этот экзамен будет ею выдержан.
Наш путь 1919 № 2, 22 (9) сентября
|