nik191 Воскресенье, 24.11.2024, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Октябрь » 15 » К итогам зимней кампании 1915-1916 годов
06:49
К итогам зимней кампании 1915-1916 годов

Статья, посвященная итогам зимней кампании 1915-1916 годов первой мировой войны.

Все даты по старому стилю.

 

 

Очерки Великой войны

Статья генерального штаба генерал-майора А.Д. Шеманского.

 

Что произошло в ходе великой войны с тех пор, с начала зимы и до весеннего половодья, совпавшего с писанием этих строк? С конца осени, всю зиму и начало весны – что делала каждая из враждующих сторон и как это подвинуло всю борьбу к ее возможному концу? В эту зиму, – обе стороны, пользуясь зимним затишьем, производили новые мобилизации своих сил и средств, чтобы ринуться друг на друга с новым, невиданным еще порывом в предстоящий теплый период года.

Заботой Германии в обозреваемый период было сохранение ее наступательной, боевой инициативы, для чего послужили ее очередные боевые выступления и военные демонстрации, нашедшие себе однако удачные контрмеры со стороны противников и потому не принесшие той доли впечатления и влияния, на которую наши противники рассчитывали, затевая их. Такими выступлениями германского почина надобно счесть: Балканскую эпопею или поход, состоявшую в увлечении в союз «немцев» Болгарии, нейтрализации Греции и вторжении в Сербию, Черногорию и Албанию, к прекращению Галлипольской операции союзников по открытию Дарданелл, к демонстративным сборам в поход на Египет и к значительному вывозу с Балкан и из Малой Азии питательного материала в немецкие земли.

 

В Дарданеллах. Последние британские войска покидают Галлипольский полуостров

 

Второй выходкой наступательной энергии германцев были схватки с нами частного характера с угрозами Риге, Двинску, Чарторийску и нашему положению в Южной Волыни и Галиции. Третьей же – продолжающееся нападение немцев на Верден, где германский дракон продолжает еще ломать свои зубы...

 

Верден. Осмотр командующим поля битвы

 

К этому надо прибавить стремление германцев нанести нам и англичанам вред в Персии (пожалуй, в Афганистане, Китае... и даже в нашей Средней Азии, где распря хивинцев с туркменами-иомудами подогрета германскими эмиссарами и германским золотом).

 

Колониальная война в Африке

 

К этому добавим стремление Германцев подогреть огонь колониальной войны в Африке, что в конце концов привело к вступлению в войну с немцами даже португальцев и к постепенному уничтожению германской колониальной гидры в Африке.

Короче, зимний сезон, состоявший из местных эпизодических проявлений боевого германского почина, сопровождался в прежней интенсивности боевою политикой германцев.

Контрманеврами против боевых выступлений германцев надо считать факты, принесшие много славы и выгод для антинемцев и – в конечном результате – затмившие эффекты германского боевого почина.

 

Под Эрзерумом

 

К таковым контрмерам надобно отнести: славный «эрзерумский» продвиг русских азиатских войск на всем огромном фронте от Трапезунда до Исфагани с угрозой Багдадской ж. дороге и тылу Багдадской армии турок; славный натиск французов в Шампани, искусную перегруппировку антинемцев на Ближнем Востоке для прикрытия Египта, Солуни и Валоны и эвакуацию на отдых страшной для немцев сербской армии...

 

Вступление нашей артиллерии в галицийский город

 

Неоднократные за зиму победные схватки русских войск в Галиции с Буковиной, на Южной Волыни, на Средней Стрыпе, в Пинском районе на обоих берегах Припяти, у Баранович, у Двинска, против Риги..., что завершено нынешней недвусмысленной крупной русской подвижкой на европейском нашем фронте, а особенно в Белорусско-Литовском озерном бассейне и на р. Западной Двине. Все эти контрмеры вместе с неудачами германцев, под Верденом, составило отличный отпор зимним попыткам германского боевого почина.

Обратимся теперь к несколько более подробной характеристике войны по ее отдельным зонам. Начнем с самой тихой, так сказать, итальянской. Там произошел за зиму крупный перелом воззрений: раньше итальянцы твердо было решили помогать общему положению дел только давлением на австрийцев со своей границы, но после разгрома Сербии и Черногории и вторжения противника в Северную Албанию итальянцам пришлось послать и на Балканы значительные силы, которые и развернулись, оборонительно пока, у Валоны.

 

 

Их операции на собственной границе подвинулись за зиму весьма мало. Все же их заслуга велика – они оттянули на себя значительные австрийские силы и нанесли им чувствительный урон, чем немало способствовали облегчению нашего положения против австрийцев, уменьшили австрийский нажим на Солунь, а прикрытием Валоны, кроме прикрытия своих политических интересов в их доли Албании, способствовали прикрытию вывода в тыл союзников (на остров Корфу) сербской армии для отдыха и возрождения.

 

Сербский генерал на позиции пишет приказ


Сербская кампания произошла зимой. Большие грязи поздней осени и теплой Балканской зимы значительно затрудняли операции обеих сторон, но нанесли больше всего вреда австро-германцам, пособникам Болгарии в ее черном деле. Каждая пядь земли защищалась сербами с редким искусством и мужеством, часто активно, короткими победоносными бросками на того или другого врага, причем особенно доставалось болгарам. Наконец, превышавшее сербов во много раз число врагов осилило и они, уводя с собой значительное количество сербского населения, отошли в горы Албании, где противник не решился их атаковать. Долго черногорцы справа, а солунская высадка союзников слева прикрывали с флангов этот героический отход сербов, прежде чем отойти и самим под натиском скопищ противника.

 

В Египте


На Мало-Азийско-Иранской зоне произошли за обозреваемый период редкие события. Уверившись в зимнем прочном, казалось, замирании действий в Кавказской зоне, турки сосредоточились к Багдаду и сильно затруднили тем операции англо-индусов на Багдад, ведомые слабой, сравнительно, армией. Кроме того, турко-немцы сильно и энергично развили в Персии свою работу по беспокойству нас и англичан на персидских наших флангах и на выгодных боковых («охватывающих») персидских базах, кроме того, после разгрома сербов и открытия прямого сообщения Берлин–Малая Азия, германцы принялись организовать поход турок на Египет.

 

 

В эту минуту неожиданно двинулась на Турцию лавина Кавказской армии в самую глухую пору конца тамошней армянской горной зимы с ее глубочайшими сугробами, сибирскими двадцатиградусными морозами, по таким кручам, что это затмило прежние подобные же примеры одоления войсками снежных гор. Русские разбили и погнали передовые части Эрзерумской армии, потом штурмом взяли ее позиции и наконец штурмами же овладели ее твердыней – Эрзерумом. Это событие на второстепенном театре войны оказалось могущественным фактором войны, перевернувшим почти все ближайшие расчеты наших врагов.
Если перейдем к Египту, то увидим, что наше Эрзерумское наступление спутало там карты врагов и разрознило из действия. Германцы готовили поход на Египет из Малой Азии, а с противоположной стороны, из Африки они подготовили бунт и вторжение в Египет же воинственного туземного племени магометанской секты Сенуси, военную характеристику которой в начале XX века хорошо сделал один наш «восточник» полковник Шлитер. Теперь Сенуси напали на Египет в одиночку, получили полновесный отпор, а сами англичане готовятся наступать теми войсками, которые они накопили в Египте из местных сил, привозом из Капланда и с Галлипольских позиций.

 


Возвращаясь к французскому фронту, скажем, что там всю зиму шла позиционная война, во время которой артиллерия, бомбометы и воздушные налеты были обильнее прошлогоднего такого же сезона. Но линия окопов менее колебалась, кроме двух мест: в Шампани и у Вердена. Каждый из противников с той или другой целью делал пробный прорыв неприятельских линий. Французы пробовали лобовой прорыв и удовольствовались видимо результатами такой пробы, произведя свою продвижку за 2-3 линии окопов врага при помощи своей могучей артиллерии. Немцы решили сделать еще более грандиозное – прорыв в виде овладении целым опорным районом западного фронта, районом Верденским. Они сначала, по-французски, но с гораздо большими потерями людьми, орудиями, металлом и временем продвинулись вперед к веркам Вердена, потом стали стараться охватить его справа и слева от этой продвижки... И это охватывание, по их убеждениям, все еще длится, хотя и идет более чем медленно.

 


Англичане за зиму перегруппировались на французском фронте, занимая вместо одного два участка, освободив таким образом часть французских сил для работы в других местах того же фронта.
Бельгийская армия продолжала весь зимний сезон занимать свою линию, близкую к морю, и у ней борьба была больше артиллерийской.

 

Морские пираты. Германская подводная лодка топит торговый пароход

 

В Северном море, на этой арене двух мощных флотов, где англичане блокируют немцев, не произошло ничего особенного, кроме пиратства германских субмарин, кроме небольших стычек и аварий мелких судов.

В Балтике с осени немцы получили неожиданный и могучий отпор нашего флота в борьбе за обладание Рижским заливом, причем русский флот вследствие этого даже сам мог влиять огнем и высадкой на фланг противника в Курляндии.

Наконец, русский фронт. Он передавался главным образом накоплению боевых сил и средств. Начало зимы застало его в  непоколебимой решимости не только не двигаться ни шагу назад, но вернуть себе ближайшие более выгодные позиции или дать отпор там, где наглость противника превосходила меры. В результате мы далеко выдвинулись полукругом от Риги в Курляндию, и улучшили здесь свой тыл, а для наступления вперед подготовили передовой обширный Рижский укрепленный район.

 

 

Здесь, в Рижском районе, мы сильно потеснили немцев и одно время сильно стеснили у них кратчайшие пути подвоза от Либавы к их армиям против Западной Двины. Затем наши силы продолжали группироваться между pp. Двиной и Припятью, с центром на Минском направлении, с правым флангом, крепко упертым в р. Двину у г. Двинска и с левым флангом у Припяти, в болотистом Пинском районе на Огинском канале. За зиму не прекращалась яростная борьба за г. Двинск, который мы прикрывали по большому полукругу. С осени наседали немцы, потом перед концом зимы их ярость затихла и сменилась нашим переходом в наступление по Виленскому тракту и во фланг немцам у Двины, причем от Риги в другой (северный) их фланг нажимала наша рижская группа. Германские воздушные суда со второй половине зимы усиленно разведывали промежуток между Ригой и Двинском, как бы демонстрируя подготовку к прорыву на Петроград.

Затем, с осени мы были заняты потеснением противника, прорвавшегося в озерный бассейн Белорусско-Литовского Северо-Западного нашего края, между Двинском и Сморгонью, то есть между pp. Биллей и Двиной, к здешнему звену Варшавской магистрали. После лихих боев у Молодечно и других боев противник был значительно отодвинут назад, а весной, с 5-го примерно марта, начались наши наступления на его позиции, потеснение его и от тех озер к Вильне, что и идет сейчас, с особыми усилиями у оз. Нароч, в районе Постав...

Участок наших сил между pp. Вилией и Припятью, смотрящий на Гродно, Белосток и Брест-Литовск, с осени сдерживал натиск противника, наступавшего на нас через Шару и Огинский канал, а потом тут было несколько случаев удачных наших коротких контрударов.

 

 

Наше левое крыло за Припятью до самой Румынии не успокаивалось за весь зимний сезон. Сперва немцы демонстрировали здесь поход на Украину и вглубь Полесья до Южной Волыни, на что мы отвечали победоносным нажимом как на самой Припяти, так и на ее притоке – р. Стыри, так и в Луцком районе, в Восточной затем Галиции и Буковине. Это заставило немцев послать сюда резервы, оттянуть часть сил с севера, и всю зиму действия тут шли с переменным успехом. Полесские дебри помогли нам. Полесские партизаны прославились за зиму. Край весьма изнурил противника.

Его задачи здесь были тщетны – ж. д. узел Сарны, м. Чарторийск, Южная Волынь (Ровно-Дубенский край) не достались ему даже после огромных жертв; в Галиции же наш нажим заставил его даже очищать заблаговременно Львов и уступить нам часть Буковины у самых Черновиц. К весне и здесь чувствуется наш порыв вперед. Половодье, распутица их всюду пока сдерживают, но все верят, что мы достаточно накопили укомплектований, ружей, орудий, патронов и снарядов и все упорядочили для того, чтобы наступать с теплом прямо на дерзкого пришельца, которому мы к прошлой осени из-за маневренных только расчетов уступили временно тот богатый край, который истомился к весне от безжалостного постоя немцев.

Чувствуется на очереди крупный перелом всего хода войны.

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 668 | Добавил: nik191 | Теги: 1916, зима, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz