Е. Н. Сафонов,
председатель Постоянной Комиссии Московского Совета Детских Приютов.
К истории Московских Детских Приютов
(Очерк)
В 1883 году московские детские приюты переживали тяжелый год. Высочайшая ревизия, совпавшая с продолжительной болезнью правителя дел Совета, ведавшего и направлявшего все дело приютов, оскудение денежных средств Совета на столько, что появлялась даже некоторая задолженность, уменьшение числа членов, а с ними и средств Совета, не удавшиеся лотереи, все это вынуждало правительство на крайние меры.
Положение дел было настолько серьезно, что когда 27 марта 1884 г., избранный единогласно Советом в правители дел Е. Н. Сафонов явился в Петербург, то был встречен необычайно холодно, и управлявший в то время всеми в Империи приютами г. Ребезов заявил, что московские приюты
„сами себя съели и их предположено закрыть".
Действительно, при капитале в 114,000 рублей годовой бюджет превосходил 70,000 рублей.
Положение новоизбранного правителя дел Совета было тяжелое. Приходилось согласиться с высшим начальством и приняться за постепенное закрытие приютов или, приняв на себя всю тяготу, постараться поднять положение приютов на надлежащую высоту. Е. Н. не сробел: он энергично и горячо принялся за работу. Кто хотя несколько знаком с благотворительным делом, тот поймет, как тяжка и трудна была работа и как не легко было вернуть расположение общества делу, стоявшему накануне своего закрытия.
При просвещенной и талантливой руководительнице, избранной в председательницы Совета, кавалерственной даме Варваре Евграфовне Чертовой, новый правитель дел в 15 лет добился того хорошего состояния, в котором теперь находятся приюты, и развитие которых идет беспрепятственно. Несколько Высочайших рескриптов, данных на имя В. Е. Чертовой, свидетельствуют о том, с какой любовью и энергией ведется дело приютов. Рескрипты 1893 и 1896 годов ярко обрисовывают положение дела, а недавний осмотр в конце 1898 года главноуправляющим ведомством учреждений Императрицы Марии графом Н. А. Протасовым-Бахметовым свидетельствует о хорошем состоянии приютов.
Десять лет исполнилось, как тяжесть забот о приютах перенесена с Совета на особую Высочайше учрежденную постоянную комиссию, собирающуюся ежемесячно, и председателем коей, с соизволения Государыни Императрицы, утвержден Е. Н. Сафонов.
Введение строгой отчетности с оправдательными документами на все без исключения расходы по приютам, составление подробных бюджетов и отчетов, введение ремесленного знания и законченности приютского образования, обращение приюта в действительный приют бедных детей, а не школу только, привлечение массы лиц на помощь приютам и увеличение в 10 раз капитала, существенно изменило и самую цель приютов и привлекло внимание общества.
До 1884 года приюты призревали приходящих девочек и мальчиков и лишь 193 состояли живущими. Учебных мастерских никаких не было, и дети, достигшие 12 лет, по окончании курса, отдавались в частные мастерские, если почему-либо родители или родственники отказывались от детей. Нечего говорить, что, при таком строе, приюты мало чем отличались от обыкновенных школ для приходящих, а дети, отданные в частные мастерские, терпели разные лишения.
С 1884 года число живущих детей увеличивается ежегодно и к настоящему времени достигло до 650, не считая такого же числа приходящих, дети принимаются от году и, переходя последовательно приюты, заканчивают в учебных мастерских курсы: девушки — на начальную учительницу, учительницу школы кройки и шитья и мастерицу модного и белошвейного мастерства, мальчики—на чертежника, слесаря и обучаются в разных учебных заведениях на счет приютов. Капитал возрос до 1,100,000 р., при 600 членах, и бюджет увеличился свыше 100,000 р.
К прежним приютам прибавились: Елисаветинский, Павловский, Зуевский, Летний, для слабых и болезненных детей, лечебница для детей Имени Императора Александра III, Сергиевский ремесленный приют, женское ремесленное отделение при Долгоруковском приюте, учебная мастерская для образования комнатных прислужниц, центральная детская библиотека, учебные мастерские при Ксениевском детском приюте; выработан устав, и собираются средства на устройство технического училища по механическому делу.
Работа велась так, чтобы с одной стороны увеличился капитал, а с другой развивалось дело, организовывались новые приюты, вводилось ремесленное образование, —задачи одинаково были трудные. Например, для иллюстрации достаточно указать хотя на расстановку по России 10.000 сборных кружек.
Варвара Евграфовна Чертова,
председательница Московского совета детских приютов
С большой благодарностью следует отнестись ко всем деятелям по детским приютам и печати, помогавшей успеху дела, но в особенности—председательнице, кавалерственной даме В. Е. Чертовой и ее ближайшему помощнику Е. Н. Сафонову, которому столько пришлось вынести неприятностей, прежде чем он достиг благоприятных результатов.
Благотворители необыкновенно самолюбивы, и нужны большой такт и уменье привлекать сердца на дело благотворения; нужно неустанно, не покладая рук, направлять благотворительность на святое дело призрения, воспитания и образования подрастающего поколения. 15 лет активной, живой и энергичной деятельности в сложном деле благотворительности, заслуживают глубокой благодарности общества по отношению к таким деятелям, как Варвара Евграфовна Чертова и Евгений Николаевич Сафонов.
Z.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 13, 28 марта
Еще по теме
|