Высшие сановники Трансваальской республики
Сверху: 1) Яков-Мартин-Андрей Вольмаранс; 2) Франц-Вильгельм Рейтц, государственный секретарь; 3) Тальк-Вильгельм Бургер; 4) Иоганн-Герман-Михель-Кок.—
Внизу: 1) Петр-Яков Жубер, главнокомандующий и вице-президент южно-африканской республики; 2) Стефан-Иоганн-Павел Крюгер, президент республики. 3) Петр-Арнольд Кронье, помощник Жубера по командованию войсками.
Монеты Трансваальской республики
1 фунт стерлингов. 5 шиллингов. 2 1/2 шиллинга
Огонек, №4, 27 января (8 февраля) 1900 г.
Блемфонтэнский водопровод
Этот водопровод стал знаменитостью особого рода. Он питает водой город, занятый англичанами, а сам попал в руки буров. Мало этого, возле него сотни английских офицеров и солдат попали в плен бурам.
Положим, в Блемфонтэне есть добавочное водоснабжение в виде колодцев, но вряд ли вода из них может отличаться особыми качествами, требующимися для здоровья.
Как видно из нашего рисунка, это— здание, которое находится на берегу реки Моддер (Моддер-Риверы). Несмотря на сравнительную отдаленность, взяли для Блемфонтэна воду из этой реки, потому что она отличается большой чистотой.
Огонек, №14, 10 (23) апреля 1900 г.
ИЗ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
Геройской борьбой на юге Африки у нас с каждым днем все больше и больше начинают интересоваться...
Даже Купеческий клуб, до сих пор интересовавшийся исключительно войной на зеленом поле, разорился теперь на агентские телеграммы и будет их получать непосредственно в день прихода.
Литературный клуб пока еще не обнаруживает такого интереса к событиям на юге Африки, да оно и понятно: в его стенах ведется самостоятельная борьба литературных элементов с актерскими.
Тут имеются своего рода буры и своего рода водворители самого последнего слова культуры...
А на юге Африки действительно сгущаются тучи и дело принимает такой оборот, точно настоящая война только теперь и начинается.
Естественно, что в этот момент сочувствие к бурам должно проявляться с особенной силой, ибо борьба принимает характер трагически-неравный...
Мы, впрочем, так привыкли верить в геройство и в искусство буров, что охотно выводим благоприятные для них заключения, даже из совершенно неблагоприятных известий.
Когда говорят об освобождении Кимберлея, хочется думать, что буры отступили в данном случае не спроста, — кстати, единственный бур, находящийся в Европе, г. Лейдс, уверяет, что армия фельдмаршала Робертса попала в ловушку.
Храбрый бурский генерал Кронье старается мол, заманить его в какие-то горы и тут-то этому самому фельдмаршалу и должно прийтись несказанно плохо!...
И хотя совершенно очевидно, что театр военных действий с английской территории в настоящее время перешел уже на территорию Оранжевой республики, всей душой и всем сердцем хочется верить в справедливость этих посдедних предположений.
В данном случае, уж как-то отходит на задний план естественное нерасположение к коварным сынам коварного Альбиона, вечно подставлявшего ногу России.
Преобладает просто напросто сочувствие к слабому, геройски ведущему борьбу с сильным.
Торжествует, таким образом, благородное чувство и обидно думать о неблагоприятном результате для буров той неравной борьбы, которую они так геройски начали.
Как бы то ни было, этот храбрый народ уже увенчан лаврами — англичане могут отнять у них один город за другим, но уж никогда англичанам не отнять у буров лавровых венков, как никогда не смыть позора понесенных уже ими поражений...
Московский листок : [большая политическая внепартийная газета], 1900, №40, 9 февраля
Черная опасность в Южной Африке
Несколько дней тому назад уполномоченный Трансваальской республики, д-р Лейдс, указал, в беседе с корреспондентом одной бельгийской газеты, на опасность, что грозит всему белому населению Африки, без различии национальности.
Дело в том, что теперь для черных туземцев настал удобный момент: белые воюют и, чего доброго, станут и их снабжать оружием, чтобы привлечь на свою сторону. И, к сожалению, англичане не только не ограничились тем, что подстрекали черных против буров, но прямо заставляли их и принять участие в войне. Так было, по крайней мере, в стране бечунов. А , ведь стоит только пробудить боевой пыл у черных, и восстание их станет неминуемым. И как это опасно! И всегда-то белых было в Африке очень немного, а теперь все почти мужчины ушли на войну. Прилагаемый рисунок изображает то отношение, что существует между белым и черным населением Трансвааля.
Цветное население республики распределено в ней неравномерно. Особенно велика опасность на севере, где фермы буров раскиданы на далеком расстоянии, одна от другой, не соединены ни телеграфом, ни железными дорогами; местами нет даже проезжих дорог. Такие поселки должны рассчитывать только на себя. Англичане должны отлично знать, что значит разнуздать страсти цветного населения: им ведь пришлось испытать все ужасы великого восстания индусов. Пора же европейским державам вмешаться и напомнить англичанам о том, что их система войны— прямо безнравственна.
Огонек, №6, 10 (22) февраля 1900 г.
|