Из Тифлиса
Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»
В последние годы наша общественная жизнь пульсирует все сильней и сильней. Хотя край наш и составляет часть государственного организма России, но у него свой центр Тифлис.
Еще так недавно, вся деятельность большинства населения этого города, а за ним и провинций, уходила на интересы сегодняшнего дня и никак не далее завтрашнего, почти никогда не выходя из узкого круга интересов личных.
Теперь не то; но прошлое отметило резкую черту в характере живших такой жизнью. Черта эта—узкий, неблагородный эгоизм. Говорят, что такая черта характера присуща жителям всех больших городов.
В чем проявляется, спросят нас, подмеченная нами неблаговидная черта характера тифлисцев?
В недостатке добросовестности в делах, затрагивающей интересы других, — ответим мы; не солидарность общих интересов, а повадка эксплуатировать других, спекулируя на их неразвитость, хорошие или дурные стремления — все равно—руководят нас, тифлисцев, в нашей общественной деятельности.
Полтора года тому назад мы говорили в одной из петербургских газет, что в Тифлисе созрел проект тифлисского коммерческого банка, но проекту этому едва ли суждено осуществиться, добавили мы, по весьма странной причине, именно по взаимному недоверию учредителей банка. Мы не утверждаем, что проект не осуществился вследствие только одной указанной нами причины; существовали и другие, но существовала и та. Таким образом, проект банка коммерческого умер и погребен; идея, однако, не умерла: она заявила себя вновь, хотя выразилась в другой форме,— в форме тифлисского общества взаимного кредита.
Подобных обществ на белом свете много—и немудрено: взаимная помощь — дело хорошее, но может быть именно потому, что дело хорошее, оно почти нигде не удается, как следует. Проект этого общества нам случилось прочесть, не вдаваясь, однако, в подробное суждение о нем, скажем лишь о некоторых главнейших положениях, значущихся в проекте.
Составители этого проекта, по нашему мнению, сделали неосмотрительно, устраивая общество на началах, позаимствованных целиком из уставов подобных учреждений, существующих в Москве и Петербурге, у нас нет даже и того скудного доверия в мире финансовых операций, какое существует там. Поэтому, те гарантии, которые достаточны для московского купеческого общества взаимного кредита или московского банка, для тифлисского общества взаимного кредита достаточной силы иметь не могут.
Член нашего общества вносит 10% с суммы открытого кредита и затем пользуется в обществе денежными средствами на всю сумму этого кредита, т. е. внесший 100 руб. может располагать кредитом в 1,000 руб., гарантируется ли этот кредит залогом, главным образом недвижимого городского имущества, опись которому, и это самое важное, делается тогда только, когда залог этот, вследствие неудач кредитора, нужно будет подвергнуть продаже.
По нашему мнению, это очень плохая гарантия. Правда,—городское недвижимое имущество имеет в Тифлисе хорошую ценность, но дело не в том. Многие наши правительственные учреждения совсем перестали принимать в залоги по своим операциям такое имущество. Если контрагент окажется неисправным, то с залогом нечего делать—нет возможности продать его.
Почему?—спросите армян, единственных контрагентов по казенным операциям; а у них рука руку моет и явиться покупщиком, — они же у нас почти единственные и покупщики,—для них, армян, было бы непростительной изменой своим интересам, на что никто не решится. Итак, тифлисское общество взаимного кредита дело хорошее, но—осторожно, осторожно!
Проект поступил уже на утверждение начальства.
Еще два слова о нашей поти-тифлисской железной дороге. Давненько дорожка эта прокладывается, но еще не «пролегает» она. Впрочем, на днях, его высочество наместник кавказский от Кутаиса до Поти проехал по железной дороге. К июню месяцу она будет открыта для публики и товаров. В тоже время прекратятся и обязательные рейсы по Риону пароходов Русского общества пароходства и торговли, а затем прекратится и выдаваемая до сего времени от правительства субсидия этому обществу, за содержание срочного сообщения по Риону. Говорят, однако, что плавание пароходов по этой реке настолько выгодно в финансовом отношении, что общество будет содержать его и по прекращении субсидии.
Итак, железнодорожное сообщение у нас за Кавказом из области приятных грез переходит в действительность. Спаси нас Аллах, чтобы затем не слишком увеличилась бы в наших статистических отчетах цифра под рубрикою «о насильственных и случайных смертях».
М.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, 1871.
|