Из Череповца
(Корреспонденция «Всемирной Иллюстрации»)
Никто так не способствует к нарушению однообразной, а иногда и совершенно заброшенной жизни маленьких провинциальных городов, как ожидание и приезд особ императорской фамилии; и чем реже на долю какого-нибудь города выпадает жребий переживать такое знаменательное событие, тем сильнее ощущается в нем это оживление и иногда оставляет по себе надолго неизгладимые следы.
Последние две-три недели, проведенные в ожидании приезда великого князя Алексея Александровича, привели не только весь наш город, но и население нескольких окрестных деревень, в сильное движение, тем более, что честь принимать у себя такого высокого гостя выпала на долю Череповца совершенно неожиданно, так как он лежит в стороне от пути, по которому следует его высочество в северные губернии. Понятно, что при первом известии о намерении великого князя осчастливить город своим посещением, мгновенно нарушилась обычная колея нашей общественной жизни и все, от мала до велика, приняли участие в приготовлениях к приему дорогого гостя.
В короткое время наружность города преобразилась и приняла праздничный вид; повсюду воздвиглись колоссальные мачты с флагами, гербами, гирляндами и проч.; все обывательские дома, большей частью новые, расцветились флагами и коврами, улицы, и без того чистые и прекрасно вымощенные, были усыпаны песком, одним словом, город прибирали, чистили и украшали, подобно тому, как это делают во всех домах, перед большим праздником или в ожидании гостей.
К чести города, а в особенности же городских властей, следует сказать, что он и в обыкновенное время имеет такой прекрасный вид, каким редко отличаются наши провинциальные города, даже и гораздо больших размеров. Череповец, собственно говоря, переживает только первое десятилетие своего существования; до этого времени всякий, проезжавший через него, мог скорее принять его за большое село, нежели за уездный город.
Таким быстрым своим развитием он непосредственно обязан необыкновенно благотворной для него деятельности одного человека, городского головы И. А. Милютина, который в течение короткого времени совершенно преобразил город и своей замечательной предприимчивостью способствовал быстрому улучшению его материального благосостояния. Редко можно встретить человека, который бы так искренно служил интересам общества, как череповецкий городской голова; редко кто-нибудь умеет так, как он, побуждать людей к деятельности, направленной к процветанию общественной жизни и единства городского общества, которым, как известно, отличаются весьма немногие из провинциальных городов.
Приезд великого князя в Череповец, как нельзя более, доказал, что город способен, в близком будущем, занять очень видное место между городами, лежащими на таком важном, в торговом отношении, пути, как Мариинская система, по которой ежегодно сплавляются к Петербургу несколько тысяч судов, нагруженных хлебом, с низовьев Волги. Мы не ошибемся, если скажем, что г. Милютин, понимая всю важность такого положения, употребляет все старание, чтобы извлечь из него ту пользу, которая могла бы упрочить будущее значение города. С этою целью он построил на свой счет док, который, через шесть лет, перейдя в собственность города, составит одну из весьма важных статей его дохода.
Рядом с доком устроены кораблестроительные мастерские, служащие зачатком комерческого флота в центре России. В течение двух первых месяцев существования этих мастерских построена была первая шхуна «Великий князь Алексей», совершающая, в настоящее время, благополучное плавание в Атлантическом океане ; другое судно, бриг «Шексна», отстроен в начале июля нынешнего года и был спущен на воду в присутствии великого князя 15 июля, при котором происходила также закладка еще двух шхун, из которых одна названа «Царское Село», а другая—«Череповец», и спущено на воду судно «мариинка»—конструкция и форма которого есть изобретение г. Милютина.
Одна из важнейших заслуг этого предприимчивого деятеля есть основание в Череповце технического училища, названного в честь имени Государя Наследника «Александровским», имеющего целью образование хороших мастеров и машинистов, в которых, с каждым годом, по мере развития у нас заводской промышленности, чувствуется все больший и больший недостаток. Мысль об основании этого училища, в котором, на счет учредителей его, братьев Милютиных, воспитываются и обучаются 62 мальчика, принадлежащие к беднейшему классу местного населения без различия сословий, пришла вслед за устройством гг. Милютиными ремонтировочной механической мастерской, потребность в которой явилась вследствие учреждения ими же правильного пароходного движения между Рыбинском и Белозерском.
Успех такого учреждения, как упомянутое техническое училище, при том попечении, которое существует со стороны его основателей, должен быть несомненен. На выставке работ учеников, устроенной в училище к приезду великого князя, можно было видеть прекрасно выделанные вещи, в числе которых нельзя было не обратить внимания на два станка, один сверлильный, а другой штамповальный. В настоящее время вещи эти привезены в Петербург и находятся в механическом отделе «мануфактурной выставки ». Для практических работ учеников, в училище имеются обширные мастерские, со всеми необходимыми инструментами, а также химическая лаборатория, модельная и чертежная.
Прилагаемый рисунок дает верное понятие о здании, в котором помещается училище братьев Милютиных. В скором времени при этом училище предполагают открыть новое «Судостроительное отделение». С этой целью учредителями выписаны уже опытные корабельные мастера и судостроители, русские и финляндцы.
Для того, чтобы заключить краткий очерк деятельности череповецкого головы и перейти к описанию того, что было устроено к приему высокого гостя, осчастливившего своим посещением наш город, следует упомянуть о том, что г. .Милютин озаботился устройством в городе общественного банка, приносящего уже теперь, при самом начале своего существования, 6000 р. дохода. Кроме того, благодаря его почину, в Череповце учреждено женское Мариинское училище, в котором дается необходимое образование дочерям горожан, при чем, главным образом, обращено внимание на практическую сторону воспитания и образования; училище это имеет целью подготовлять хороших хозяек, поэтому ознакомление со всеми отраслями знаний, имеющих применение к домашнему хозяйству, составляет главный предмет обучения.
Благотворные последствия деятельности такого энергического человека, как г. Милютин, заметны повсюду в городе, который находится в настоящее время в периоде развития общественной жизни и проявления благосостояния.
Прием, который готовился городом великому князю, благодаря участию, которое принимали в приготовлениях все граждане, имел совершенно особенный характер. Все старались о том, как бы сделать посещение Череповца для высокого гостя более приятным и занимательным. Поэтому, кроме упомянутой уже выставки в техническом училище, городскими властями, в зале думы, была устроена выставка самых замечательных предметов местного производства, а купец Мостафин, представитель фирмы Пастуховых, устроил отдельную выставку самого обширного местного производства, ручной выделки гвоздей, известных по всей России под именем «уломских», по имени волости Уломы, жители которой преимущественно кузнецы.
Не вдаваясь в перечисление всех выставленных в думе предметов, мы упомянем только об образцах железа прекрасной местной выделки из старого лома и железной чешуи, получаемой при ковании гвоздей. Лучшим по качеству считается здесь железо завода г. Копыльцева, которому принадлежит между прочим честь введения на местных заводах способа пудлингования. Многими лицами были выставлены образцы шляпного, сапожного и шорного производств; двое экспонентов представили прекрасной конструкции гармоники и проч.
В заключение небезынтересным считаем сказать несколько слов о главном производстве череповецкого уезда, о котором уже упомянуто выше,—о ручной выделке гвоздей. Производством этим занимается в зимнее время почти все окрестное мужское население, что дает возможность производить в год до 300,000 пудов гвоздей, расходящихся по всей России, а в особенности отправляемых в низовые приволжские губернии. Средним числом, работник, выковывающий в день до 1,000 гвоздей, т. е. около пуда железа, зарабатывает до 25 коп. ; впрочем не более искусным удается заработать до 100 и 150 руб. в зиму.
Одна из главных причин невыгоды этой отрасли кузнечного ремесла заключается в том, что работники никогда не получают определенной платы, которая выдается им по продаже товара оптовым торговцем, а потому и зависит от большого или меньшого барыша, полученного последним. При этом следует еще заметить, что каждый заказчик, привозя определенное количество железа к своему поставщику-кузнецу, обязывает его выковать определенное же по весу количество гвоздей, при чем всегда часть железа усчитывается на угар. От большого или меньшого искусства работника зависит количество угара и кузнец, выгадавший железа на угар, из так называемого прикова, имеет право наковать гвоздей в свою пользу, с которыми и является на ярмарке конкурентом своего заказчика, или, вернее, конкурентом себе самому, потому что сбивая цену на продаваемые им гвозди из прикова, он наносит ущерб барышам своего заказчика, который при расплате с ним непременно уменьшит заработную плату, опираясь на то, что продал свой товар невыгодно.
Вследствие таких, раз установившихся, порядков, происходит одно из главных зол, наносящих громадный вред благосостоянию населения; работник-кузнец никогда не может знать количества своего заработка и сообразно с ним соразмерить свои хозяйственные расходы, вследствие чего, все почти кузнецы живут, забирая деньги вперед у заказчиков, или же, стараясь как можно более выгадать на прикове, который некоторым служит как бы запасным капиталом, потом теряют при получении заработной платы от заказчика.
Выставка, устроенная купцом Мостафиным состояла из бочек с 58 сортами гвоздей, которые помещались в особой деревянной палатке. Но главный интерес выставки заключался в том, что в той же палатке помещалось пять горнов, при которых работало 10 человек кузнецов. При посещении этой выставки великим князем г. Мостафин просил Его Высочество принять, на память об этой выставке, довольно большой ящичек, обитый внутри атласом, с коллекцией уломских гвоздей; поднесение это было милостиво принято Его Высочеством.
По отъезде великого князя в ночь на 16 июля, город праздновал его приезд несколько дней, в течение которых в городском вокзале раздавались звуки местного еврейского оркестра и после обеда, в интимных кружках горожан, слышались нередко обоюдные поздравления с пережитым неожиданным праздником.
Всемирная иллюстрация, № 81 (18 июля 1870 г.)
|