Село Иваново и Вознесенский посад
Село Иваново, справедливо считающееся главнейшим центром нашего ситцепечатного производства, находится в Шуйском уезде Владимирской губернии и имеет до пятнадцати тысяч коренного и пришлого населения, занятого исключительно обработкой хлопка, выделкой миткаля и печатанием всех сортов ситцев и ситцевых платков.
Из старинных челобитных, писцовых книг, грамот и других актов, видно, что ткачество, с древнейших времен составляло коренной промысел ивановских жителей, которые, с течением времени, мало помалу, совершенствовали этот промысел и, перейдя от простых холстов к выделке равендука, фламского полотна, так называемой — чешуйки, дрели и прочих, цветных, гладких и узорчатых тканей, начали впоследствии вырабатывать скатерти, салфетки и проч. Около половины прошедшего столетия, ивановская производительность обратилась к приготовлению так называемых набоек и выбоек, весьма употребительных в крестьянском быту, простых льняных тканей, наводимых при помощи ручного печатания, одноцветным рисунком *).
*) Эти набойки печатаются простыми, разведенными на масле, красками; они употребляются крестьянками на рубахи, сарафаны, передники и головные платки и очень им нравятся, во первых, потому, что стоят очень дешево, именно—по нескольку копеек за аршин, а во вторых—пестротой узора представляют некоторое притязание на щегольство.
От холщовых набоек и выбоек оставался только один шаг к бумажным изделиям этого рода, то есть ситцам и этот шаг, доставивший впоследствии с. Иванову огромное промышленное значение, сделал, в конце прошедшего столетия, Ивановский крестьянин Осип Соков. Этот Соков, ремеслом резчик, употребляющихся для печатания набоек и простых ситцев, деревянных форм, случайно попал с несколькими товарищами в Шлиссельбург на ситцевую фабрику иностранца Лемана и, пробыв там несколько лет, успел узнать секрет составления красок и обработки ситцев. Возвратившись в Иваново, Соков завел там небольшую собственную ситцевую фабрику, которую, вследствие сильного запроса на ее изделия, в короткое время развил до весьма больших размеров.
Пример Сокова весьма скоро нашел между ивановцами подражателей, и ситцевое производство быстро распространилось по Иванову и соседственным с ним деревням и через двадцать с небольшим лет, все население Шуйского уезда, верст на восемьдесят вокруг Иванова, бросив холсты, набойки и выбойки, принялось прясть хлопок, ткать миткали и выделывать из них ситцы, которые в большом количестве распродавались, не только на местных базарах и ярмарках, но во многих ближних и дальних губерниях и даже вывозились в Персию и государства Средней Азии.
Ситцевое производство сначала велось в Иванове при помощи простых ручных приемов, но с течением времени обогатившиеся фабриканты начали постепенно вводить разного рода усовершенствования, выписывать из-за границы мастеров и машины и, наконец, возводить огромные, многоэтажные фабричные строения, вводить паровую силу и даже выделывать для освещения мастерских газ.
Вследствие развития ситцевой промышленности, быстро разлившего между ивановскими жителями благосостояние, а некоторым из них доставившего многомиллионные капиталы, Иваново, из небольшого села, лепившегося по крутым и песчаным скатам оврага, в какие-нибудь тридцать или сорок лет, превратилось в огромное селение, которое, постепенно разрастаясь во все стороны, поглотило несколько окружавших его деревушек, сел и слобод, которые составляют теперь продолжение ивановских улиц и переулков и, наконец, столкнулось с Вознесенским посадом, от которого теперь отделяется только мостом.
Здесь необходимо сказать два слова о Вознесенском посаде, с которым так тесно связана будущность Иванова.
Иваново, с ближайшими к нему деревнями и селами, с давних времен составляло вотчину одного из значительнейших русских землевладельцев, а так как вообще условия крепостного права никогда не были благоприятными для экономического развития народных сил, а служили более выгодам гг. помещиков, то по ходатайству многих влиятельных ивановских жителей, — для противовеса поместному началу, имевшему здесь, как и в других местах, главным предметом извлечение большого количества доходов, в конце сороковых годов нынешнего столетия, учрежден был, на не принадлежащих владельцу Иванова землях, посад, названный по имени построенной в нем церкви Вознесенским.
В настоящее время Иваново с Вознесенским посадом и слившимися с ними деревнями, раскинулось на огромное протяжение. Великолепные церкви, множество поднимающихся со всех сторон высоких фабричных труб, каменные жилые и фабричные строения, окруженные садами, сообщают Иванову вид большого города. Это сходство еще более увеличивают: вымощенная камнем главная (базарная) улица, несколько хороших трактиров, гостиница, меблированные комнаты, аптека, больница, богадельня; извозчики с дрожками на лежачих рессорах, вывески портных, булочников, модисток, несколько рядов лавок, клуб и другие принадлежности жизни.
Дома ивановских крестьян, также, как и надворные постройки, срублены из крупных бревен, большей частью крыты тесом, и содержатся, как снаружи, так и внутри, в опрятном виде. Окна каждой избы украшены белыми занавесками, иногда даже сторамии и установлены гераниемами, бальзаминами и другими цветами, в расписанных горшках.
Такое же стремление к роскоши проявляется и в одежде ивановцев, особенно женщин, которые здесь ходят в ситцевых платьях с кофтами, таких же передниках и пестрых платках на голове, завязанных под подбородком; очень многие из молодых крестьянских женщин и девиц носят кринолины и фильдекосовые перчатки; некоторых можно встретить в праздничный день в шерстяных, даже шелковых платьях и с зонтиками. Сарафаны и вообще национальную одежду в Иванове носят только, старообрядки и раскольницы и то одни старухи.
Эта привычка к щегольству и внешнему изяществу, сохранилась в Ивановском населении еще от прежних времен, когда, действительно, денег в народе было много, потому что труд оплачивался высоко, и когда не рабочие искали труда, а, так сказать, сам труд их отыскивал, в виде владельцев фабрик, чуть не с мольбами зазывавших их к себе, предлагая самые выгодные цены и давая вперед большие задатки, вследствие того, что требования на Ивановские ситцы, лет 20—30 тому назад, были так велики, что фабриканты едва успевали их удовлетворять. Вот тогда-то и завелись у Ивановских работников — на славу срубленные дома с тесовыми крышами и воротами, занавески на окнах, цветы и страсть к пестрым, щеголеватым, городского покроя платьям.
Но это, в полном смысле золотое для ивановцев, время миновалось безвозвратно и теперь, как в Иванове и Вознесенском посаде, так и в других ситце-промышленных местностях Шуйского уезда, благосостояние рабочего населения быстро клонится к упадку, вследствие того, что машинный труд, вводимый на больших и даже средней производительности фабриках, все более и более вытесняет труд ручной, и заработная плата при этом уменьшается с каждым днем.
Не смотря на это, ивановны упорно продолжают держаться за наследованное от отцов и дедов производство, так долго поддерживавшее их благосостояние, и до сих пор, ни в Иванове, ни в Вознесенском посаде нет ни одного семейства, в котором бы кто-нибудь не занимался той или другой отраслью ситцевого производства. Мужчины почти исключительно набойщики и резчики деревянных форм, женщины — молотильщицы и ткачихи, дети: мальчики—также исполняют разные посильные работы на фабриках, девочки — занимаются размоткой бумажной пряжи. Кроме того, в Иванове почти в каждом доме находится по крайней мере один станок, на котором, ручным способом — ткут для фабрик миткали.
В настоящее время Иваново с Вознесенским посадом и слившимися с ними деревнями, заключает в себе 6 больших фабрик, бумагопрядильных, ткацких и ситцепечатных, усвоивших все новейшие усовершенствования в этих производствах и действующих при помощи паровой силы; кроме того, там находится до 80 меньших размеров фабрик и до 400 станков для домашнего тканья миткалей.
Годовой оборот Ивановского ситце-бумажного производства, приблизительно (за совершенной невозможностью собрать точные сведения) выражается в следующих цифрах. Разных сортов ситца и платков на всех вообще Ивановских фабриках выделывается до 1.100,000 кусков, на сумму более 7.000,000 р. Изделия эти расходятся не только по всей европейской России и Сибири, но в большом числе вывозятся в сопредельные государства Средней Азии.
О начале Вознесенского посада было сказано выше, но мы считаем нужным прибавить, что первоначально, т. е. с 1844 года, он назывался Вознесенской слободой, основанной на месте деревни Иконниковой и разных пустошей, принадлежащих гг. Грачевым и Кречетниковым. Красивый храм Вознесения Господня сооружен на суммы, пожертвованные местными купцами и фабрикантами в 1850—1851 годах. Внутренние украшения этого храма, по богатству и изяществу, заслуживают особенного внимания.
Больница Вознесенского посада основана на пожертвования фабрикантов Я. П. Галерина, Ф. П. Зубкова, И. А. Бабурина, А. Н. Шодчина, С. И. Борисова и Д. И. Кокушкина и открыта 12 июня 1861 г., для мастеровых и рабочих, проживающих в Вознесенском посаде и селе Иванове, на 50 кроватей, и до настоящего времени приносит большую пользу рабочему классу. За право пользования в больнице, каждый платит по 70 коп. в год, кроме того, рабочие безвозмездно получают лекарства для лечения на квартирах. В течении 1869 года в больнице лежало 771 человек обоего пола, число приходящих больных было 7240. При больнице устроена церковь во имя св. Николая и богадельня на 20 престарелых обоего пола лиц, учрежденная в воспоминание пребывания в Вознесенском посаде и селе Иванове покойного Наследника Цесаревича Николая Александровича, в июле месяце 1863 г.
Шуйско-Ивановская линия железной дороги открыта 15-го сентября 1868 г.; польза этого пути для села Иванова и Вознесенского посада несомненна, так как он должен послужить к большему развитию местной торговой деятельности, облегчив сообщение с другими промышленными пунктами. Весьма желательно, чтоб Шуйско-Ивановская линия соединилась с Ярославлем и Костромой, посредством новой ветви, о которой теперь хлопочут некоторые капиталисты.
Покровская церковь в с. Иванове построена во второй половине XVII-го столетия, а находящаяся в одной ограде с ней, Троицкая церковь окончательно освящена в 1817 году. На месте обеих этих церквей некогда существовал мужской Покровский или Троицкий монастырь, основанный в конце XVI столетия и упраздненный во время составления монастырских штатов во Владимирской епархии.
Фабрики Гарелиных основаны прадедом нынешних владельцев, Иваном Матвеевичем Гарелиным, около 1752 года, т. е. в то время, когда начала развиваться в здешнем крае холщовая промышленность. Первоначально на этой фабрике производилось ткачество льняных изделий, как белых, так и пестрых, потом начали набивать по холсту и миткалям, что послужило основанием ситцевой фабрикации, которая, постепенно развиваясь и совершенствуясь, производится с тех пор безостановочно.
В настоящее время, по разделу отцов нынешних владельцев, фабрики эти принадлежат: мануфактур-советинку Я. П. Гарелину, которому досталась старая Гарелинская фабрика, в которой первоначально выстроенные корпуса, стараниями владельца, сохраняют наружный свой вид, так как были построены и — Никона Гарелина сыновьям, отец которых купил, рядом с Гарелинской, фабрику, принадлежавшую Грачевым. Обе эти фабрики помещаются теперь в двадцати двух, каменных, крытых железом, корпусах, освещаемых газом. В них находится до 220 паровых сил, до 30,000 веретен для прядения хлопка, до 550 механических ткацких станков для тканья миткалей. Рабочих при обеих фабриках до 2500 человек. Вырабатывается ситцевых товаров более 200,000 штук, на сумму около двух миллионов рублей.
Всемирная иллюстрация, № 62 (7 марта 1870 г.)
|