
По материалам периодической печати за декабрь 1917 года.
Как могут быть использованы в речном хозяйстве ненужные для дальнейшей службы военные самоходы
После войны из армии освободятся не только отдельные самоходы, но и большое количество ценных и годных частей самоходов. И вот в связи с этим возникает вопрос о замене автомобильными двигателями тяжелых стационарных моторов. Они будут приводить в движение и различные станки, и водяные насосы для садоводств, и электрические осветительные установки крупных имений или небольших местечек, молотилки, соломорезки, небольшие мельницы и сотни других различного рода механических установок.
Но помимо целого ряда возможных переделок и возможного применения перед автомобильными моторами открывается еще одна область использования.
В настоящее время как специалистам, так и неспециалистам сделалось ясно, что водные пути получат такое широкое развитие и приобретут такое важное значение, о котором до сего времени нельзя было и думать в европейских хозяйствах. Даже противники речного судоходства и судоходства по каналам не могут не согласиться с тем, насколько ценны эти транспортные пути как для мирных, так и для военных целей, а эту водную стихию удалось в самой широкой степени использовать только благодаря использованию моторной силы.
Вот почему благодаря широкому распространению моторных лодок, моторных буксиров речное и канальное судоходство могло быть поставлено на основаниях совершенно иных нежели до сего времени.
Мы уже в предыдущих очерках указали какую важную роль играет грузовой самоход для подвоза и вывоза товаров и для сообщения. Теперь мы укажем еще на одну новую отрасль передвижения, воспользовавшись для этого, между прочим и областью воздухоплавания: в этом случае моторная лодка должна будет приводиться в движение не морским винтом, а воздушным, после чего и благодаря чему мы сумеем получить в лице моторной лодки с воздушно-винтовой установкой идеальное средство сообщения для речного судоходства и плавания по каналам.
Если корпус лодки построить по типу гидроплана и сделать его плоскодонным, то тогда без всяких трудностей можно будет следовать и по мелким местам. При этом водяные растения и другие загрязнения следующие по течению у уже не будут создавать никаких препятствий. Столь вредное и неблагоприятное для береговых построек волнение, вызываемое обыкновенно морскими винтами, при этих конструкциях совершенно исчезает и поэтому здесь совершенно устраняются все ограничения скорости, из-за которых движение по каналам встречало такие препятствия и оказывалось настолько трудным.
Поэтому и необходимо приветствовать мысль об использовании освобождающихся после войны двигателей для снабжения ими гидропланов и для применения последних в самых широких размерах для буксирного и пассажирского сообщения. Моторная лодка с воздушным винтом имеет столько выгод и преимуществ, что в будущем необходимо на нее обратиться много больше внимания, нежели это имело место до сего времени.

Таким образом мы видим, что моторные лодки с воздушным винтом могут служить для самых различных областей применения. С одной стороны они служат для перевозки грузов по каналам и рекам, где особенно принимается во внимание малая осадка. При этом необходимо принять во внимание еще и то, что двигатель может быть приспособлен и для быстрой погрузки и разгрузки.
Необходимые для этого передачи и механизмы могут быт очень дешево и легко установлены. Кроме того, лодки с воздушными винтами могут находить себе широкое применение для перевозки пассажиров, как для частных нужд, так и для общего пользования и для почтовой службы или для промышленных целей. Также следует упомянуть об использовании моторных лодок и гидропланов для речной полицейской службы и для речной пожарной службы.
Я. Златогоров (Я. Гольберг).
Еще по теме
|