Статья из журнала "Столица и усадьба" за 1916 год.
Общество возникло в мае 1903 года. Кружок спортсменов осуществил первую в России автомобильную организацию по примеру французских, немецких и английских, уже многочисленных к тому времени за границей. Общество было названо "Российское Автомобильное Общество".
На первых порах работа была трудна. Общество встречало мало сочувствия у правительства, на автомобилизм больше смотрели как на забаву, нежели как на серьезное дело, занимающее определенное место в экономическом и, вообще, культурном развитии государства.
В 1907 году при участии Автомобильного Общества была устроена в Петербурге Первая Международная Выставка Автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта.
Во время этой выставки состоялись гонки для автомобилей и мотоциклетов между Москвой и Петербургом.
В 1908 году Обществом, совместно с Русским автомобильным клубом в Москве, устроена была Вторая Международная Выставка Автомобилей и спорта в Большом Московском городском манеже, и во время этой выставки также состоялись гонки на скорость из Петербурга в Москву.
Осенью 1908 года председатель Общества, граф В. В. Гудович, передал управление делами флигель-адъютанту В. В. Свечину, и с этого времени начинается энергичная деятельность В. В. на пользу автомобильного дела в России.
В 1909 году происходит поворот во взгляде правительственных сфер на автомобилизм—за ним признают, наконец, государственное значение.
В 1909 году состоялась Третья Международная Автомобильная Выставка в Петербурге. Совершен пробег—Петербург—Рига и обратно; к этому пробегу были привлечены Ведомства Военное и Путей Сообщения. В этом году был созван съезд представителей петербургского, московского, варшавского и рижского автомобильных клубов и решено было образовать союз во главе с Императорским Российским Автомобильным Обществом.
10 октября 1909 года Государь Император даровал Обществу наименование "Императорского".
В 1910 году устроен Обществом 3.000-верстный пробег Петербург— Киев — Москва — Петербург. Этот пробег был организован по программе гораздо более широкой, чем предыдущие пробеги.
Начиная с 1909 года, возникает вопрос об организации в России корпуса охотников-автомобилистов и автомобильных дружин. Ближайшее участие в этом деле приняло Императорское Автомобильное Общество. В 1910 и 1911 годах добровольцы-автомобилисты принимали уже участие в летних маневрах.
В сентябре 1911 года Обществом организовано Международное дорожное испытание автомобилей между Петербургом и Севастополем, на приз Государя Императора. Пробег прошел превосходно. Это состязание, вполне подтвердило полную пригодность русских дорог для автомобилизма, и под влиянием этого пробега сразу сформировались еще три автомобильных клуба— Южно-Русский, Екатеринославский и Одесский.
Непосредственно за севастопольским пробегом, был организован пробег по Черноморскому побережью между Новороссийском и Гаграми.
В 1912 году снова состоялся пробег на Императорский приз по маршруту—Петербург—Рига—Варшава—Киев—Москва; результаты этого пробега не менее существенны, чем и севастопольского.
В мае 1913 года состоялась в Петербурге четвертая Международная Автомобильная Выставка. Это было грандиознейшее предприятие Автомобильного Общества. По количеству экспонатов, по своему убранству, по тому интересу, который Выставка возбудила не только в России, но и за границей, она должна быть отнесена к одному из блестящих дел Общества.
Материальные результаты Выставки также оказались превосходными — чистая польза превысила 100.000 р.
***
Участие Императорского Российского Автомобильного Общества в текущей войне проявилось достаточно широко.
В ряду санитарных организаций Петрограда санитарная колонна Императорского Российского Автомобильного Общества занимает видное место.
На третий день посте объявления войны, 23 июля в чрезвычайном общем собрании Императорского Российского Автомобильного Общества было постановлено организовать перевозку раненых на автомобилях, для чего: открыть сбор добровольных пожертвований на оборудование автомобилей, специально приспособленных для перевозки тяжело раненых, пригласить г.г. членов Общества к пожертвованию принадлежащих им автомобилей, и просить их предоставить Комитету Общества право вызывать принадлежащие им автомобили ко времени прибытия в столицу санитарных поездов для перевозки легко раненых.
Воззвание Комитета принесло блестящие результаты: в Петрограде сформирована колонна из 4-х санитарных автомобилей на 10 носилок для тяжело раненых, а в прекрасно приспособленных закрытых автомобилях можно поместить 160 легко раненых; за три месяца в Петрограде колонной Императорского Российского Автомобильного Общества было перевезено с вокзалов в лазареты до 6.000 раненых.
Сформирована также царскосельская санитарная колонна Общества из 2-х санитарных и 15 частных автомобилей, которая обслуживает весь царскосельский район. На днях Петроградская и Царскосельская колонны пополнились еще четырьмя санитарными автомобилями. По почину Общества организованы автомобильные колонны для перевозки раненых местными автомобильными организациями в Москве и Харькове.
Императорское Российское Автомобильное Общество, как на пожертвованные суммы, так и на ассигнованные из капитала Общества, сформировало 4 колонны на театр военных действий для перевозки раненых с перевязочных пунктов. Колонны эти отправлены с поездами:
1) Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны Царскосельским военно-санитарным поездом № 143 (7 автомобилей),
2) Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича (6 автомобилей),
3) Ее Императорского Высочества Великой Княжны Марии Николаевны (6 автомобилей) и
4) Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны (8 автомобилей).
Автомобили Членов Императорского Российского Автомобильного Общества работают также при поезде Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны.
Еще по теме
|