
По материалам периодической печати за январь 1918 год.
Все даты по старому стилю.
„Казаки должны защищать свою область"...
Однако, смущенным казакам ничто не угрожает, и потому казачья среда терроризована совершенно напрасно. Что же касается обладателей излишков, то можно сказать только обратное, но защитить излишки теперь никак нельзя, а самая попытка объять необъятное сведется к стремлению закрыть ладонью море. Откровенно говоря, генерал Каледин до смешного странный человек, если все еще закрывает газа для того только, чтобы уподобиться страусу.
Вся беда в том, что утопающий хватается за соломинку, не взирая на всепоглощающую неумолимую морскую стихию. Выход из этого один: не мешать казакам самоуправляться, так как к прошлому возврата нет. Но всякие потуги в этом направлении повлекут лишь ничем неискупимые жертвы.
Доказательство—генерал Духонин. Зачем же этот фанатизм отрицания действительности. Генерал Каледин говорит: хочу поддержать на Дону порядок. Это верно. Но надо же иметь в виду и то, что при постройке даже дома нельзя абсолютной чистоты поддержать. Правда на Невском, в Петрограде, у строящихся домов строят красивые щиты, чтобы с улицы не были видны неуклюжие бревна лесов, щепка, кирпич и все, что портит вид. Но за щитом-то, непосредственно у дома, лучше бывает чем без щита.
Сейчас идет постройка гигантской России, какой же надо щит построить, чтобы на Дон щепки не летели.
На Дон, очевидно, не все газеты доходят, а лишь только те, о которых я кое что написал в этих летучих заметках. Из этих газет ровно ничего не видно, т. к. это писательство придерживается того же принципа, что и генерал Каледин: газеты глазами все видят, а языком говорят, что все благополучно: весь народ на их стороне, солдаты тоже, особняком лишь держится незначительная кучка, возле Смольного. Что тут перенять.
Между тем, мягко говоря, это сплошное отрицание истины. Народ и фронт пойдут только за Советами, но отнюдь не за Учредительным Собранием. Жестоко тот ошибается, кто думает, что и народ и солдаты не любят Народных Комиссаров. Их не только любят, но и боготворят. Читал, что на Дону организована чудная армия в 300 тысяч человек: есть много офицеров, юнкеров, „курсовиков"...
Дай Бог чтобы она также спокойно разошлась, как и собралась, иначе она вся погибнет, так как против 300 тысяч можно же поставить 600 и даже 900 тысяч и что тогда останется от чудной армии. С другой, противоположной, стороны также много погибнет. Но за что. Бравому генералу Каледину лучше было бы принести в жертву имение свое, если оно есть, а те тысяч человек отборных войск отвести в сторонку от языческого жертвенника. Киев уже сознал бессилие свое и от сепаратизма отказался. Очередь за Доном.
Крестьянин-солдат Н. Петимко.
Действующая армия 166-й пех. Ровненский полк, Западный Фронт.
1-го января 1918 года.
Борьба с Дутовым
УФА, 7-1 (ПТА). Вследствие прекращения атаманом Дутовым железнодорожного сообщения между Оренбургом и Ташкентом, благодаря чему Ташкент поставлен в условия буквального голода, соединенные отряды солдат Советской власти из Челябинска, Екатеринбурга, Уфы, Самары, Сызрани и Омска открыли 20 декабря военные действия против отрядов Дутова в районе Троицка и Оренбурга.
27 декабря, после стычки с казаками у Троицка, последний занят Советскими войсками; взято в плен 300 казаков, отпущенных домой после разоружения. Под Оренбургом идет артиллерийский бой. Наши потери 61 убитых и 50 раненых; потери Дутова 50 убитых и 175 раненых. Среди казаков деморализация и раскол. Советским войскам из Уфы и Челябинска посланы подкрепления солдатами и уральскими рабочими. Рабочие средней части Урала мобилизованы.
Занятие Новосергиева
КАЗАНЬ, 9-1. (ПТА). Отряд Кобозева занял Новосергиево и II разъезд. Наши потери—один убит двое ранены. Противник отступил до Переволодска. Отряд его почти рассеян. При отступлении противником уничтожается все, включительно до квартир железнодорожных служащих; во многих местах взорван путь.
Каледин отступает
РОСТОВ-НА-ДОНУ, 9-І (ПТА). Советскими войсками занят Харцызск, казаки принуждены отступить; передовые отряды советских войск появились близ Макеевки и Ханженково, к ним подходят крупные подкрепления. Город Дмитриев оставлен казаками и занят советскими войсками. По пути следования на Дон разоружено несколько эшелонов казаков.
На Дону
В издающейся в Ростове на Дону желтой газете „Ростовская Речь" на видном месте красуется объявление:
„Офицеры и солдаты! Записывайтесь в Добровольскую армию. В нашей армии нет комитетов—полная дисциплина и подчинение воле начальников".
Интересно, много ли найдется желающих подчиняться „воле" начальников. Мы хорошо знаем, что эта воля всегда направлена от мордобития и сечения солдат и вплоть до смертной казни.
В той же газете напечатано:
„Екатеринодар. Екатеринодарское городское управление купило у акцизного ведомства все находящиеся в складе винной монополии запасы водки по 3 руб. за бутылку и распродало ее населению по 6 руб., заработав на этой сделке свыше миллиона рублей.
Екатеринодар. В городе арестовано 11 главарей большевиков".
Словом в Екатеринодаре самодержавие восстановлено. Революционеров арестовывают, народ спаивают.
В Ростове арестован за большевистскую агитацию Иванченко.
В Ростове 10 января обнаружен побег арестованного калединцами большевика поручика Коуфмана.
Еще по теме
|