
По материалам периодической печати за ноябрь 1917 год.
Керенский скрылся, а его войска в Гатчине сдались
В 2 ч. ночи на 3 ноября «Викжелем» получено сообщение, что на Петроград двигается блиндированный поезд с тяжелыми орудиями, пулеметами и войсками из Новгорода. Политическое настроение войск неизвестно. «Викжелем» отдано было распоряжение разобрать путь.
От Вязьмы и Калуги по направлению к Москве двигалось 20 эшелонов казаков. Дальнейшее движение их приостановлено железнодорожниками. Рельсы были разобраны.
После сообщения о занятии ген. Калединым Донецкого бассейна и продвижении казачьих войск к Воронежу и Харькову, «Викжелю» сообщают, что ген. Калединым занят в настоящее время весь юг России до Харькова включительно.
В занимаемых местностях ген. Калединым введено осадное положение.
По полученным «Викжелем» 2 ноября ночью сведениям, ген. Каледин, заняв весь Донецкий бассейн, беспрепятственно вошел в Воронеж.
Центральный комитет партии социалистов-революционеров выражает свой протест против приказа военно-революц. комитета об аресте Керенского и суда над ним.
Керенский ответственен за свою политическую деятельность только перед Учредит. Собранием, и не перед какой-либо партией, захватившей власть в государстве вооруженной силой.
Совершенно верно.
Впрочем, у большевиков сорвалось: Керенский вне их досягаемости.
Арестованный в Гатчине командующий сводным отрядом Керенского ген. Краснов и доставленный в Смольный, был допрошен 2 ноября следственной комиссией. После допроса ген. Краснов был освобожден на честное слово.
Арестованный комиссар северного фронта Войтинский находится в Смольном институте под охраной матросов. Отказ от освобождения Войтинского мотивируется следственной комиссией тем, что арестованный штаб Керенского не выполнил условия ареста и передачи Керенского большевистским войскам.
Совет старейшин разогнанного большевиками совета республики в заседании 1 ноября постановил выразить протест против содержания членов вр. правительства под арестом.
Верховный польский военный комитет обратился ко всем военнослужащим полякам с воззванием, в котором указывает что, согласно резолюциям 1 всероссийского съезда военнослужащих поляков, военные поляки могут быть использованы, как военная сила, исключительно на фронте. Поэтому верховный польский военный комитет призывает всех военнослужащих поляков, как в польских, так и русских воинских частях, воздержаться от всякого вмешательства во внутренние столкновения.
Профессиональный союз служащих в страховых, транспортных, пароходных, экспедиторских обществах и конторах объявил политическую забастовку с 1 по 4 ноября включительно, о чем сообщено на места комитетам и делегатам союза.
Беседа с членом центр. почтово-телеграфного комитета
Разговор с членом центрального почтово-телеграфного комитета Семеновым:
— Каково общее положение?
— Керенский скрылся, и его войска в Гатчине сдались.
— Каков состав настоящего правительства?
— Я нахожу, что еще нет никакого правительства, ибо сейчас есть диктатура Ленина и Троцкого.
Правительство большевиков уже само разлагается, 8 комиссаров с Луначарским во главе, кроме Глебова, вышли из центрального комитета партии большевиков, мотивируя свой уход из партии и состава комиссаров тем, что партия, руководимая Троцким, не стремится создать власть советов из всех советский партий, а хочет властвовать сама, не считаясь с кровью и братоубийственной гражданской войной.
«Викжель» все торгуется, он потерял популярность даже среди своих, ибо его нейтралитет мог задержать только правительственные войска и подкрепления, как более гуманные, и не мог препятствовать красногвардейцам и всем большевистским войскам.
— Где сейчас Керенский?
— Его местопребывание неизвестно никому, он на нелегальном положении, ибо ему грозит самосуд большевиков.
— Правда ли, что Каледин с казаками идет в Петроград?
— Я не могу этого сказать, но вероятно, что он ограничится недопущением большевиков и непризнанием их на Дону. Сведений точных нет. Во всяком случае, он не ближе Харькова или далее (?) шансов мало. Это и хорошо.
— А много ли жертв в Петрограде было за эти дни?
— Точной цифры не скажу, но не более нескольких десятков, по преимуществу погибли юнкера. Под Гатчиной было больше, с обеих сторон, вероятно, несколько сот. Вообще в Питере легче, в Москве ужаснее и жертв более, говорят, около двух тысяч.
— Работает ли Петроград с Москвой и в чьих руках Москва?
— С Москвой работает. В Москве комитет спасения сдался на почетных условиях, так что фактически власть в Москве в руках большевиков. Наши организации там управляются коллективом из комитетов, высшей администрацией признав верховную власть большевистского комиссара. Да я вам это уже говорил.
Теперь о положении на фронте. Наступления не было за все эти дни. Видимо, немцы полагаются на Ленина и Троцкого, что они сумеют больше разложить армию и государство, и не хотят наступать, ибо, вероятно, наступление отрезвило бы солдатские массы и отвлекло бы всех от гражданской волны. Плохо только по продовольствию армии, и нет надежд улучшить этот вопрос. Говорят, возможно не только отступление, а прямо бегство от голода.
— Какое положение совета республики?
— Разогнан в первый же день восстания и теперь фактически не существует, а члены его разъехались.
— А где министры врем. прав. и члены совета республики?
— Частью в Петрограде, частью разъехались. Министры социалисты на свободе, но ничем себя не проявляют, а другие еще сидят под арестом, кажется, в Петропавловской крепости. Троцкий хотел опубликовать тайные договоры, но товарищ министра Нератов скрылся и унес важные дипломатические бумаги и документы. Отдан приказ как его, так Керенского достать живым или мертвым.
Здесь, в Питере, по постановлению союза союзов правительственных служащих Петрограда, все чиновники бастуют, не признавая власти большевиков и относя работу частично—то, что нужно непосредственно для армия и Учредит. Собрания.
— Есть ли надежда, что выборы состоятся?
— Да. Городское самоуправление принимает все меры к этому, и в Питере будут выборы 12 ноября; избирательные записки вручены избирателям еще третьего дня.
— А как сейчас в Питере?
— Спокойно, совершенно спокойно. Во всех домах ночью домовые комитеты организовали беспрерывную охрану из населения. По очереди все мужское население несет эту охрану.
— А неизвестно ли, как дела на фронте союзников и как наш фронт относится к большевикам и к разгрому Италии?
— Вы, вероятно, знаете, что немцы заняли Венецию, взяли более 100 тысяч пленных и двигаются дальше. На других фронтах без крупных перемен, а наш фронт трудно учесть, он относится отрицательно к большевикам, но спит и видит скорое прекращение войны, чего бы и какой бы ценой это ни было куплено. Ведь, в этом то и успех большевиков, что они солдатам обещают скоро конец войны.
— А как власть в городе, в чьих руках?
— У нас, мы хозяева положения. Большевики бессильны. Существуют комитеты охраны порядка, а вообще все спокойно.
— А слыхали—еще утром Москва говорила, что Троцкий предложил Вильгельму заключить мир по той программе, которая была раньше выработана советом солд. и раб. деп., но ответа не получил. Так теперь они предъявили ему ультиматум, что если он не ответит в известное число дней, то они, т. е. большевики, встанут, как один, с оружием в руках на защиту родины.
Еще по теме
|