Годовщина чудесного спасения
Государя Императора и Царской Семьи
МОСКВА, 17 октября
Велик настоящий день и в смысле церковном, и в смысле государственном.
Дивное благоволение Неба сказалось на Царе - Миротворце и Его Августейшем Семействе с Царствующим возлюбленным Государем нашим. Сила Божьи поразительно восторжествовала над силами ада, восставшими на Их драгоценную жизнь. Расщепилось дерево, изогнулось железо, лопнула сталь,—все рухнуло и разрушилось,—лишь Царь и Царица с Своими Детьми вышли целы и невредимы из этого адского и огненного жерла.
Царь и Царица мгновенно постигли совершившуюся тайну и первым движением Их десницы было крестное знамение, и первым биением Их сердца—молитва Иисусова.
Истории занесла в свои скрижали это чудесное событие. Церковь увековечила его своим умилительным богослужением. Из рода в род, из века в век оно будет существовать во всенародном сознании, как поучительное знамение небесного благословения над святою Русью. Мы— живые свидетели этого божественного благословения.
Под силой свежих и поразительных впечатлений, мы сколько исполнены были умиления пред чудесностью события, столько же были и подавляемы окружавшими его ужасами.
Но, по мере того, как годы уносят жизненность впечатлений, событие это становится лишь историческим воспоминанием, трогательным и поучительным для нашего самосознания.
В Русской истории „видимо шествие Божие", и она полна чудесами во все тяжкие годины русского государства. Так смотрел всегда русский народ на свое спасение, когда проходили его беды, непобедимые простыми человеческими силами.
Триста лет нес он на себе ужасное татарское иго: казалось, „хлеб не шел тогда во уста и самая земля восставала". Но вот Куликовская битва, происходившая с благословения преподобного Сергия и при боевом участии его схимников, вдруг завершилась славной победой.
"Время от них отступило, Господь с нами"! —
воскликнул в радости летописец.
В смутную эпоху, казалось, готово было рухнуть русское государство: меч шел почти до Белого моря; огонь жег беспощадно и города и села: могила за могилой насыпались на русской земле. Но вот всенародный совет в Успенском соборе избирает Царя Михаила. Утих страшный водоворот всех беспорядочных сил русской жизни; началось воссоздание русского самодержавного царства. Внутреннейшим двигателем этого события, по словам грамот того времени, было „внушение и наитие Духа Господня", посланного в сердца деятелей этой возвышеннейшей эпохи Русской истории. Избрание Михаила и спасение России также всенародно признавалось чудом.
Во время нашествия на Россию два десяти язык— сила Божья сказалась воочию всего мира. Ей усвоилась победа и царем, и народом. „Не нам, не нам, а Имени Твоему"—вот слова, кои начертаны на медалях того времени. Храм Спасителя в Москве— свидетель этой веры, а крестный ход вокруг Кремля в память этой победы—наглядный урок для этой веры.
Чудо, совершившееся 17 октября, лишь завершает исторические знамения милости Божьей к России.
Благословен Царь и благословенно Его Семейство!
Московский листок, № 289, 17 октября 1899 г.
***
Вчера, 17 октября, в одиннадцатую годовщину чудесного спасения от опасности при крушении поезда близ станции «Борки» Государя Императора Николая Александровича, Государыни императрицы Марии Феодоровны и Царской Семьи, в кафедральном во имя Христа Спасителя соборе литургию и благодарственное Господу Богу молебствие совершал преосвященный Парфений, епископ можайский, с архимандритом Поликарпом, кафедральным протоиереем П. И. Казанским и прочим духовенством, при пении Чудовского хора и многочисленном стечении молящихся.
В Сергиевской церкви Высокопетровского монастыря богослужение совершал управляющий этой обителью, преосвященный епископ Павел с братией. В церкви Богоявления, что в Дорогомилове, по примеру прежних лет была совершена местным о. благочинным и прочим духовенством литургии, а после нее крестный ход вокруг церкви. В торжественной процессии была несена чудотворная икона Боголюбской Божией Матери и прочие святыни.
Обойдя вокруг храма, крестный ход направился к Дорогомиловской заставе и здесь на особо уготованном месте было совершено благодарственное молебствие соборным служением, при пении хора певчих. Масса богомольцев присутствовала за богослужением и сопровождала крестный ход.
В Большом Успенском соборе литургию, начавшуюся в 10 часу утра совершал его высокопреосвященство владыка митрополит Владимир с ректором московской духовной семинарии архимандритом Трифоном.
После прочтения владыкой митрополитом положенной молитвы, было исполнено «Тебе, Бога,хвалим», а затем о. протодиакон возгласил многолетия Государю императору и Его Августейшей Семье, Царствующему Дому, Богохранимой Российской державе и всем православным христианам в «вечную память» в Бозе почившему Императору Александру III.
Во время пения многолетий был произведен 101 выстрел из орудий на Тайницкой башне. После богослужение владыка митрополит в первом часу дня отбыл на Троицкое подворье. Во время литургии и молебствия вся Царская площадь была переполнена народом.
В первом часу дня был совершен молебен у часовни св. благоверного князя Александра Невского, что на Моисеевской площади, пред иконой, сооруженной в память чуда 17 октября. Богослужение совершало духовенство из приходской церкви св. Параскевы, при пении хора певчих и громадном стечении молящихся.
В третьем часу дня было совершено молебствие в Кредитном обществе пред иконой, сооруженной в память чудесного события при станции «Борки». Богослужение совершал о. ректор московской духовной семинарии архимандрит Трифон с прочим духовенством, при пении хора певчих. При окончании молебствия о. Розовым были провозглашены обычные многолетия.
Молебствия были совершены в различных учреждениях и во всех церквах.
Во время внебогослужебных собеседований, совершаемых по распоряжению владыки митрополита, после вечерни в 27 храмах присутствовавшим раздавались пожертвованные отделом духовно-нравственных книг религиозные брошюры и листки.
Московский листок, № 290, 18 октября 1899 г.
|