Гибель фрегата «Олег»
С грустью мы запишем в хронику несчастий, печальное событие, случившееся 3 августа в Финском заливе, при тихой и ясной погоде, между островами Готландом и Саммерсом, в расстоянии 9 1/2 миль от южного готландского маяка, и 12 3/4 мил. от острова Сомерса по направлению к N0, — гибель фрегата «Олег».
Прежде нежели воспользуемся описанием несчастья с фрегатом «Олег», изложенным в «Кронштадтском Вестнике», передадим несколько подробностей о самом погибшем фрегате.
Фрегат «Олег» имел: орудий — 50, сил — 800; тон водоизмещения — 4353, строевых — 3371 43/94; главные измерения: длина между перпендикулярами— 254 фута, ширина с обшивкой - 53, углубление ахтерштевнем — 23 ,3 , углубление форштевнем — 21,9.
Построен он был в Кронштадте, в Северном Петровском доке, с подряда, почетным гражданином Кудрявцевым, из казенных лесов, материалов и металлов, из лиственницы, с частью дуба и сосны, его мастеровыми. Члены набора просолены, на что употреблено соли 742 пуда.
Крепление подводной части медное, а надводной железное. Заложен 29 января 1858 года, спущен на воду 4-го июня 1860 года.
Строителем был полковник (ныне генерал-майор) Александр Христофорович Шаумбург.
Механизм на фрегате изготовлен в Англии на известном заводе Модзлей и Фильд; винт 2-х лопастной.
Стоимость фрегата 879,074 р. 40 1/4 к. (корпус— 529,715 р. 43 1/4 к.; механизм—349,358 р. 97 к., или: стоимость тона равна 157 р. 21 1/2, а стоимость силы— 436 р. 96 к.).
Корпус фрегата переделывался в прошлом и нынешнем году. Переделка обошлась слишком 100 тысяч.
Достоинства и недостатки фрегата были следующие: выстроен весьма тщательно и имеет весьма прочное скрепление. Поворачивал овер-штаг хорошо, ход в бейдевинд, при 5 3/4 румба от ветра достигал иногда, под бом-брамселями, 8 узлов; дрейф имел весьма малый, под ветер спускался дурно и вообще не хорошо слушал руля, как под парами, так и под парусами; килевую качку имел значительную, а боковую очень велику и стремительную удары претерпевал в носовую часть.
Корпус фрегата, в числе судов 1 разряда, служил последний год; механизм же его мог служить еще 15 лет.
В «Кронштадтском Вестнике» о гибели, т. е. затоплении фрегата, передают следующие подробности:
плавание броненосной эскадры на море, ознаменовалось несчастьем. В воскресенье 3 августа под вечер, около семи часов эскадра занималась эволюциями; на эскадре был поднят сигнал: переменить фланги, поворачиваясь вправо. При подаче сигнала к этому маневру, броненосная эскадра шла в строе фронта в следующем порядке:
на правом фланге шел винтовый 17-ти пушечный корвет «Витязь», рядом с ним шли: броненосные батареи «Кремль» и «Первенец; потом деревянные винтовые Фрегаты «Олег», «Пересвет» и броненосный фрегат «Петропавловск».
Со спуском сигнала все суда поворотили вдруг вправо на 8 румбов, за исключением правофланговаго корвета Витязь, который на основании эволюционной книги, описал циркуляцию в 24 румба; прочие суда эскадры поворачивали за ним последовательно и входили ему в кильватер, т.е. попросту—в затылок.
Во время этого движения броненосная батарея «Кремль», вышедшая из строя и спешившая (выражение «Кронштадтск. Вестника») занять свое место, ткнула своим тараном Фрегат «Олег» в подводную часть, почти в самую середину судна, между машинным отделением и угольными ящиками, впереди грот-мачты; «Олег» во время удара поворачивал в кильватер своему ближайшему судну, по фронту, батарее «Первенец». Фрегат в строю фронта находился между батареей «Первенец» и фрегатом «Пересвет».
Результат поспешности батареи «Кремль» был весьма печальный: фрегат «Олег» получивши от удара тараном пробоину, почти разрез на двое, пошел ко дну, в течение менее 15 минут; он затонул на глубине 35 сажен.
Из 545 человек экипажа, бывшего на утонувшем фрегате, погибло 16 человек; остальные спасены подоспевшими судами эскадры.
Командиром утонувшаго фрегата «Олег», был капитан 1 ранга барон Майдель. Имя командира броненосной батареи «Кремль» капитан 2-го ранга Корнилов.
К сожалению, это второй фрегат, который так печально выбывает из нашего, и так уже немногочисленного флота, в весьма короткий промежуток времени. В начале печатания этого мы получили от нашего корреспондента рисунок самой гибели фрегата, который будет помещен в № 36.
Всемирная иллюстрация, № 35 (23 авг. 1869 г.)
Еще о гибели фрегата «Олег»
В прошлом номере «Всемирной Иллюстрации», мы представили читателям изображение погибшего 3-го августа фрегата «Олег» и сведения, как о самом фрегате, так и об обстоятельствах гибели.
Ныне мы можем дать изображение самой гибели, сделанное по рисунку известного уже нашим читателям моряка-художника А. Бегрова.
Пользуясь этим, добавим, на основании «Кронштатского Вестника», сведения о фрегате «Олег».
Как увидят читатели «Олег» был многострадальный фрегат, претерпевший немало несчастий «Олег» отслуживал уже последние годы своей деятельной службы, считаясь уже негодным к дальнейшему плаванию без капитальных исправлений тимбировкою.
Фрегат этот, может быть, проплавал бы два или три лета в водах Балтийского моря и затем должен был отправиться на кладбище в военный угол и ожидать своей очереди для ввода в док для разломки.
В первую кампанию, в Средиземное море, фрегат «Олег» был послан в 1860 году. С самого начала плавания, это судно было особенно несчастливо. Фрегат строился в северном доке в Кронштадте: при выводе из дока оказалось, что он не может пройти в ворота, и в день его спуска ворота дока было приказано расширить.
Затем в Средиземном море, в 1861 году, на Вилла-Франкском рейде, «Олег» сдрейфовало и бросило на каменный риф близ мыса Сен-Жан.
Ранней весной 1863 года, находясь в крейсерстве у входа в финский залив, фрегат «Олег» снова сел на каменья близ Аландских шхер.
Осенью 1863 года фрегат «Олег» был вторично послан в Средиземное море и возвратился оттуда весной 1865 года. Это было последнее плавание фрегата до нынешнего года».
Всемирная иллюстрация, № 36 (30 авг. 1869 г.)
|