100 лет назад 20 (07) октября 1916 года на линейном корабле Черноморского флота «Императрица Мария», находившемся в бухте Севастополя, произошёл взрыв. В результате взрыва корабль затонул. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.
Об этом событии рассказ по материалам газет и журналов за октябрь 1916 года.
От Морского Генерального Штаба
Морской Генеральный Штаб сообщает, что 7-го сего октября, в 7 часу утра, на линейном корабле «Императрица Мария», стоявшем на Севастопольском рейде, вспыхнул пожар в носовых погребах боевых припасов. Вслед за тем произошел внутренний взрыв большой силы и пожар начал быстро распространяться, при чем на судне загорелась нефть.
Офицеры и команда корабля работали с полным самоотвержением, стараясь локализовать пожар и взрывы затоплением соответствующих погребов. Работами руководил лично прибывший на корабль командующий флотом вице-адмирал Колчак. В начале восьмого часа утра корабль затонул. Наибольшей части команды удалось благополучно съехать на берег и в числе погибших значатся только 1 офицер, 2 кондуктора и 149 человек нижних чинов. Из числа нижних чинов спасенных, позже умерло от ран и ожогов 64 человека.
Исследование положения корабля, лежащего на неглубоком месте севастопольского рейда, дает полную надежду на то, что корабль удастся через несколько месяцев поднять и приступить к починке полученных им повреждений.
Гибель дредноута «Императрица Мария»
В «Одесском Листке» напечатано:
«Высокоавторитетное лицо морского ведомства, имевшее большую практику в Балтийском море, ныне занимающее видное служебное положение в черноморском флоте и находящееся в Одессе, заявило нашему сотруднику следующее:
— Официальное сообщение, опубликованное морским генеральным штабом о несчастье с линейным кораблем «Императрица Мария», положило конец всяким слухам об обстоятельствах гибели нашего дредноута. Слухи, как всегда, бывают и преувеличенными и фантастичными. Теперь ясно, что «Императрица Мария» погибла от несчастного случая, и этим самым опровергаются версии о злом умысле, об адских машинах, якобы заложенных на судне, подводных лодках, и т. д.
Нельзя без чувства самой острой боли и скорби говорить о постигшем наш флот несчастье, о котором мы знали, конечно, спустя несколько часов после катастрофы. На мою долю выпала миссия сопровождать этот корабль, который я знал во всех деталях, при первом его выходе в море. Корабль «Императрица Мария», как вам известно, принимал уже участие в делах против неприятеля, обнаружив превосходные качества.
Линейный корабль "Императрица Мария" 1911 - 1916
Бесконечно больно, что флот, лишился такой крупной единицы, но это не значит, что наш сильный черноморский флот перестанет господствовать. Слава Богу, у нас недостатка в боевых силах нет. И выбытие из строя «Императрицы Марии» не ослабит наших действий и планов.
Подобные несчастья с броненосными, кораблями бывали в Англии, Франции, Италии. В Англии—даже во время войны. Всем известны взрывы судов во французском флоте, особенно особенно броненосца «Libertе». В Италии удалось поднять погибшее от взрыва военное судно. Русский флот до несчастья с «Императрицей Марией» не знал, подобных катастроф, если не считать аналогичного происшествия с военным судном «Пластун», взорвавшимся от самовозгорания пороха в 50-х годах, когда оно возвращалось из заграничного плавания.
Специальные комиссии (одна—местная, назначенная командующим флотом, другая—особая, из артиллеристов специалистов по пороховому делу) выяснят, конечно, все подробности гибели корабля. В общих чертах можно установить, что несчастье вызвано разложением бездымного пороха, требующего очень тщательного промывания самого высшего качества спиртом. Этот порох мог разложиться от микроскопической даже доли оставшейся в нем кислоты, вызывающей газы и ведущей к самовозгоранию. Вопрос о причинах разложения пороха сложный, требующий всестороннего обследования. Несчастье в том, что этого разложения предусмотреть и обнаружить невозможно. Роковую роль может сыграть плохое качество спирта, которым порох промывается.
Своевременно принятые меры по затоплению погребов, во-первых, сохранили корпус корабля, который при других условиях мог быть разрушенным на части, а во-вторых, предупредили несчастье с другими судами и всем портом, которому угрожала большая, серьезная опасность. Такой случай был в Англии, когда взорвавшиеся минные погреба повлекли за собой целый ряд несчастий с другими судами, взрывавшимися от детонации.
Жертвы на «Императрице Марии», хотя и серьезны, но по отношению к общему числу всех людей на борту не могут считаться значительными.
Что касается вопроса о возможности поднятия «Императрицы Марии», то в данную минуту трудно дать положительный или отрицательный ответ. Во всяком случае, дело поднятия «Императрицы Марии» очень сложное и чрезвычайно трудное.
Конечно, все будет использовано для спасения корабля, у котораго каждое крупное орудие весит 4,000 пудов.
Работы возможны двоякие: так называемые кессонные, когда вокруг корабля отгораживается бассейн, из которого выкачивается вода, и судно оказывается, таким образом, на суше, или такие приемы, какие были применены при поднятии наскочившего у берегов Одессы на мину турецкого крейсера «Меджидие», т.-е. заделка пробоин, выкачивание и придание судну положения плавучести.
Повторяю, что то или иное положение, в котором сейчас находит «Императрица Мария», имеет самое существенное значение для разрешения вопроса о подъеме. Уже во время этой войны, кроме «Меджидие» и «Донца», было извлечено несколько пароходов, потопленных подводными лодками, не в сравнении с «Императрицей Марией» это—суда миниатюрные».
Морской обзор
Из бесед
По поводу опубликованного сегодня Морским Генеральным Штабом сообщения о случае с линейным кораблем «Императрица Мария», из авторитетных источников нам указывают, что аналогичные случаи взрывов на броненосных судах имели место во всех почти иностранных флотах, и русский флот доселе являл собою в этом смысле счастливое исключение. Для расследования причины, вызвавшей несчастье с кораблем «Императрица Мария», назначена особая комиссия.
Взрыв на «Императрице Марии» произошел в седьмом часу утра сейчас же после того, как вспыхнул пожар в носовых погребах. На корабль немедленно прибыл командующий черноморским флотом вице-адмирал Колчак и лично руководил работами по затоплению соответствующих погребов и по локализации пожара. Работы эти имели громадное значение с точки зрения страшной опасности, угрожавшей всему рейду и городу в случае если бы не удалось предотвратить взрыв всех погребов «Императрицы Марии». Через три четверти часа после начала пожара затапливаемый для предотвращения этого взрыва корабль затонул.
Из числа подвигов, совершенных самоотверженно работавшими на корабле офицерами и командою, заслуживает особого внимания подвиг молодого офицера мичмана инженер - механика Игнатьева, который, получив приказание развести пары в кормовой кочегарке, бросился туда и погиб там, запечатлев геройскою смертью свою преданность долгу. Кроме того, нельзя не отметить подвига, совершенного старшим лейтенантом инженер-механиком Пафомовым, который, не смотря на страшный жар от огня, лично спустился вниз и удачно выполнил данное ему поручение, затопив погреб № 2.
Что касается вопроса о возможности поднятия и починки корабля, то здесь надо заметить, что «Императрица Мария» затонула на сравнительно неглубоком месте севастопольского рейда таким образом, что в настоящее время от верхней кромки кормы затонувшего корабля до поверхности воды расстояние достигает всего лишь полусажени; поэтому возможность удачи работ по подъему и спасению корабля является вполне вероятной.
|