
Французская женщина
Француженка — такое же сложное, состоящее из разных элементов существо, как и сама Франция, южные берега которой сушит солнце, а северные часто бывают покрыты снегом.
Можно ли представить себе нечто более разнообразное, чем веселая беззаботная дочь Туреня, великолепная жительница Марселя или обитательница Арля? Как отличается экономная, домовитая представительница Луары, с ее розовыми пухлыми щеками, от загоревшей на солнце береговой жительницы Бретани, которая не столько думает о доходности работы, сколько о самой работе, составляющей для нее предмет довольства и счастья!
Разница между женщинами отдельных французских областей резко бросается в глаза всякому, кто путешествует по Франции. Если он проезжает область Sein-еt-Оisе или центральную Францию, то ему нередко приходится встречать женщин, которые, стоя под тенью своих дверей, болтают и шутят, внимательно следя в тоже время за играющими детьми. А за Луарой, в Арле или Аваньоне, уже нередко попадаются на глаза красивые девушки, которые с цветком в зубах стоят, сидят или лежат, утопая в блаженном ничего-неделании. Нравы и обычаи французских женщин также отличаются друг от друга в различных областях Франции, как и их имена, позаимствованные из Италии или Испании, древней Галлии или из кельтского наречия.
Конечно, все они — француженки, но француженки, до того мало похожие друг на друга, что назвать их родными сестрами положительно нельзя. Из этой-то пестрой смеси и возникло существо, которое известно под названием француженки, существо серьезное и в тоже время соблазнительное, обладающее малыми познаниями в области науки, но зато — хлопотливое, нежное и чувствительное.
Теперь во Франции носятся с мыслью поднять несколько образовательный ценз французской женщины. Принесет ли это пользу последней? Знание, конечно, всегда приносит пользу; приносит оно пользу и женщине. Но что касается французской женщины, то, благодаря именно ее особенностям, находятся люди, которые не прочь выступить против подъема ее; научно-образовательного уровня. Вряд ли, однако, это основательно. У женщины, правда, своя определенная задача и цель, указанные самой природой. Ей необходимо—вырастить ребенка, кормить его, воспитывать, навевать ему легкие сны.
Сколько работы у женщины на этом трудном, но прекрасном пути! Но почему женщина, менее образованная, может исполнить свою возвышенную задачу лучше образованной? Если задача матери кормить ребенка, то задача ее также знать, как кормить его; если на ее обязанности лежит воспитание сына или дочери, то она обязана также знать, что может принести пользу и что вред. Это одинаково нужно сказать, как о француженке, так и о всякой женщине, и в этом отношении выделение веселой, и подвижной, к тому же, как думают, не всегда солидной и, именно вследствие этого, больше всего нуждающейся в формуле серьезного образования французской женщины, вряд ли можно назвать рациональным.
Нечего говорить, что типичной французской женщиной является парижанка. Подобно тому, как, накладывая один фотографический снимок на другой, мы получаем, в конце концов, портрет с чертами, общими всем прочим портретам, парижанка составляет нечто среднее между всеми французскими женщинами. Оттого-то она и сделалась излюбленным предметом писательского вдохновения.
Правильно ли она, однако, воспроизведена современными писателями? Очень немногие из них дали правильное изображение французской женщины с ее строгим, определенным направлением. Очень немногие усмотрели в этой светской, изящной женщине, которая блещет вечером в обществе, и заботливую мать семьи, усердно занимающуюся хозяйством по утрам.
Эти нежные, прозрачные, до локтей закрытые перчатками руки мыли в ранние часы дня детей, чесали их, приводили в порядок душистые розы в вазах, перелистывали книги, а может быть даже кроили и шили какое-нибудь детское платьице. Прежде чем выступить в качестве безупречной куклы перед глазами общества, молодая парижанка посещала бедных, читала своему больному отцу, помогала своему старшему ребенку приготовить урок по закону Божию.
Это ли не серьезное отношение к жизни? Это ли легкомыслие?
Особенно драгоценно время для тех красавиц-парижанок, которые присоединяют к своим многочисленным обязанностям любовь к спорту и вследствие этого принуждены не упускать без занятия ни одной минуты. А многочисленные визиты? Зато посетителю салона тотчас при входе в залу приходится погрузиться в здравые, правильные суждения насчет всех злободневных вопросов и сделаться свидетелем того, какие высказываются ясные, трезвые взгляды относительно новейшей политики, недавнего преступления с любовной подкладкой или относительно каких-либо литературных и театральных новинок, так как истинно французским духом является смешанное с серьезностью легкомыслие, избегание ненужных разглагольствований и частое пользование жестом, который или категорически подтверждает, или столь же категорически отрицает.
Таким образом, француженка сливается с парижанкой, соединяющею в себе все добродетели провинциалок. Она умеет вести дом и хозяйство, руководить семьей и все это легко, свободно, искусно, не вредя элегантности своей внешности и изящному способу обмена мыслями в обществе.
Элегантность эта — чисто французского происхождения. Нигде, ни у одного народа, нельзя встретить столь же развитый вкус. Француженка всегда найдет, что ей нужно, даже в самом огромном магазине, как .,Лувр“, представляющем собой настоящее взбаламученное море всевозможных предметов торговли. От нее же не скроется ни малейшая особенность какого-нибудь туалета, сколько-нибудь заслуживающая внимание, благодаря своему изяществу, если она даже скрыта под многочисленными рюшами и лентами.
Это вечное стремление к роскоши и хорошему вкусу, составляющее некоторым образом атмосферу парижанки, является, может быть, единственным недостатком ее здравого ума и национального понимания людей. Лихорадочная жажда сделать из каждого лоскутка что-нибудь новое, современное и пополнить туалет почти отнимает у нее время думать, не говоря уже о глубоком размышлении, за исключением, конечно, тех случаев, когда парижанке приходиться заботиться о многочисленной семье или заниматься поистине художественными работами. Но даже и на пути художественной карьеры инстинктивное кокетство и стремление придавать всему известный блеск и шик никогда не покидают французской женщины.
Француженка - невелика ростом и не мала, не слишком брюнетка и не слишком блондинка. Это —женщина своего климата. Со своими тонкими чертами, гибкими движениями, станом, который не может сравниться по стройности со станом англичанок, а по красоте и великолепию со станом немки или русской женщины, француженка создана, по-видимому, одновременно для того, чтобы исполнять свои обязанности и очаровывать.
Вместе с естественным героизмом она соединяет в себе богатый ум, вместе с истинно-материнской нежностью, с которой она не расстается даже тогда, когда любит, — бесконечное стремление нравиться, не покидающее ее до самой смерти.
М-mе Alр. оnsе Daudet.
Огонек, №8, 28 февраля (12 марта) 1900 г.
|