По материалам журнала "Разведчик" за апрель 1917 г.
В настоящее время, когда Временным Правительством свободной России отменены постановления бывшего царского правительства, клонившиеся к тому, чтобы лишить Финляндию ее исконных законных привилегий, и когда в печати начинают раздаваться голоса, требующие восстановления финских войск, чтобы защитить Финляндию от вторжения полчищ Вильгельма, этого врага свободы, будет не безынтересно припомнить каковы собственно были финские войска, уничтоженные в 1901 году, по представлению тогдашнего финляндского генерал-губернатора и командующего войсками генерал-адъютанта Н. И. Бобрикова.
Генерал-адъютант Н. И. Бобриков
Старейшими финскими войсками нужно считать финляндские полки, которые комплектовались уроженцами Финляндии. Таких полков было три, из которых—1-й сформирован в 1809 году, а 2-й и 3-й в 1812 году.
В 1826 году эти полки были переформированы каждый в 2 отдельных батальона, получившие название финляндских стрелковых, которые в 1830 году были упразднены.
Эти финляндские полки являются родоначальниками единственной части финляндских войск, существовавшей вплоть до 1901 года, а именно:
Л.-гв. 3-го финского стрелкового батальона. Батальон этот был сформирован в 1818 году из батальона 3-го финляндского полка, к которому были добавлены офицеры из остальных полков. Он был 4-х ротного состава и носил название Гельсингфорского учебного батальона.
В 1820 году батальон получил название финского учебного батальона, а в 1829 году — Лейб гвардии Финского стрелкового, причем ему были дарованы права молодой гвардии. В 1880 году батальон участвовал в польской войне и был награжден Георгиевским знаменем, а в 1877 году он выступил на войну с Турцией, после окончания которой, ему «в награду за подвиги храбрости и мужества» в 1878 году были даны права старой гвардии.
Кровью заработанные боевые отличия не спасли однако батальон, который, наряду с остальными финскими войсками, оказался заподозренным в отсутствии лояльности по отношению к России и царскому правительству и в 1901 году разделил их общую участь, т. е.- прекратил свое существование.
Период увлечения у нас военными поселениями отразился также и на Финляндии, где были сформированы 9 финляндских поселенных стрелковых батальонов, просуществовавших до 1869 года, когда они были упразднены.
Собственно вполне самостоятельные финские войска были сформированы в 1881 году.
Войска эти состояли из 8-ми стрелковых батальонов:
1-го Нюландского,
2-го Або-Бьернеборгского,
3-го Вазаского,
4-го Улеаборгского,
5-го Куопиоского,
6-го С.-Михельского,
7-го Тавастгуского и
8-го Выборгского и
одного драгунского полка,
которые вместе с Л.-гв. финским стрелковым баталионом были подчинены особому начальнику финских войск. Они комплектовались исключительно уроженцами Финляндии, их снабжением ведал особый кригс-комиссариат, их укомплектование лежало на попечении милиционной экспедиции сената и подчинялись они не командующему войсками Финляндского военного округа, а гражданской власти генерал-губернатора.
Ежегодно на укомплектование финских войск поступало 1920 человек, а содержание их стоило каждому финляндскому гражданину 1 р. 35 коп. в год.
Офицерский состав финских войск пополнялся из особого финляндского кадетского корпуса, давшего впрочем не мало офицеров и русской армии.— Корпус этот был основан в 1812 году, когда последовало высочайшее повеление образовать финляндский топографический кадетский корпус. Зимою кадеты последнего проходили курс математических и военных наук, а летом специально занимались топографическими работами.
В 1831 году корпус в отношении объема курса был сравнен с остальными, существовавшими в России, корпусами и утратил свой специальный характер, а в 1836 году он был подчинен главному управлению военно-учебных заведений. В 1850 году в корпусе положено 8 специальных и 4 общих класса, а в 1884 году предоставлено право вольноопределяющимся финских войск, окончившим гимназию, поступать в специальные классы корпуса.
Между прочим одною из привилегий корпуса было право выпускать своих питомцев прямо в гвардейские полки, т. е. без предварительного к ним прикомандирования, причем старшинство они получали такое же, как и пажи. В свое время в гвардейских полках было не мало офицеров, выпущенных из финляндского кадетского корпуса. Вместе с финскими войсками корпус был упразднен.
Обучение финских войск велось по уставам, принятым в русской армии, команды подавались на русском языке, но при всех сношениях они пользовались шведским или финским языком, а приказы отдавались на последнем. Войска эти имели свои суды; по закону их нельзя было выводить за границу России и таким образом оно представляло собою как бы вполне самостоятельную вооруженную силу.
Со времени присоединения Финляндии к России не было в сущности случаев проявления финскими гражданами нелояльности по отношению к последней, и можно назвать много имен лиц, пожертвовавших своею жизнью за благо России. Л.-гв. 3-й финский стрелковый батальон, единственная войсковая часть Финляндии, существовавшая в течение продолжительного времени, как было сказано выше, дрался в боях бок о бок с русскими войсками. Вообще казалось не было оснований заподозрить финские войска в сепаратических стремлениях, но взгляд этот не разделял финляндский генерал-губернатор Н. И. Бобриков, который вскоре после своего назначения пришел к заключению, что существование финских войск вредно, и стал добиваться их уничтожения, так как, по его мнению, они только поддерживали преступные финляндские затеи.
Вопрос об упразднении финских войск был рассмотрен в дореформенном Государственном Совете, причем против этого упразднения выступил бывший тогда министр финансов С. Ю. Витте, указывавший на то, что ни одна окраина России не стоила так дешево, как Финляндия, так как в последней не было ни одного восстания. Вообще Государственный Совет отнесся чрезвычайно внимательно к вопросу и принял во внимание, что Финляндия не давала поводов к политическим недоразумениям.
Против упразднения финских войск выступила также и большая часть русской печати, не исключая даже «Гражданина» князя Мещерского; последний видел в требованиях Н. И. Бобрикова желание добиться, во что бы то ни стало, триумфа, и как на доказательство лояльности финнов указывал на то, что в 1854 году, когда, английский флот направлялся к Кронштадту, ни один лоцман не соглашался ни за какие деньги провести суда этого флота по шхерам. До 20-ти лоцманов поплатились жизнью за верность Русскому государству.
Однако, при поддержке военного министра А. Н. Куропаткина и В. К. Плеве, мнение Н. И. Бобрикова одержало верх и 29-го июня 1901 года последовал манифест в силу которого финляндские войска были упразднены.
Л.
Еще по теме
|