Материал из газеты "Сибирская жизнь" за август 1916 года
Если в последнее время в печати и обществе снова усиленно заговорили о польском вопросе, то другого вопроса, являющегося не менее крупным проявлением нашей «национальной» политики почти не касаются. Это еврейский вопрос, который, в сущности, тесно связан с вопросом польским. Понятно, что этот последний привлекает к себе внимание в силу особенностей международного положения.
Но, как правильно указывает «Киев. Мысль», и в:
еврейском вопросе имеются некоторые моменты, придающие ему международное значение. Им вынуждены в данный момент интересоваться не только деятели внутренней политики, но и деятели дипломатии. Идет ли речь о привлечении иностранных, хотя бы и союзных капиталов, разбирается ли вопрос о сближении с Америкой, невозможно игнорировать судьбу этой „малой народности" по преимуществу. При всем щепетильном уважении союзников к внутренней самостоятельности России их не может не интересовать вопрос об одном из крупных факторов экономического и политического положения России.
Как же обстоит дело с этим старым и больным вопросом?
Печать констатирует здесь лишь двойственность и неопределенность.
С одной стороны, отмечается, что три кита еврейского законодательства,—ограничение жительства, процентная норма, закрытие доступа на государственную службу,—остаются в полной неприкосновенности, и бюрократия не станет нарушать их покой до конца войны. С другой стороны, не менее достоверные источники говорят о каких-то проектах "положения", о закреплении предоставленных льгот, о необходимости спешить с ликвидацией еврейского вопроса до окончания войны. Словом,—загадка! Но, говорит газета, всякая загадка допускает и разгадку.
Ключ дает сообщение о циркуляре, разосланном новым министром по всем ведомствам. Министр просит прислать весь имеющийся материал по еврейскому вопросу. За изучением этого материала, как предполагается, последует ряд циркуляров по отдельным заинтересованным ведомствам. Выход, таким образом, оказался. Вместо общего решения вопроса—циркуляры. Вместо прочной законодательной нормировки прав и обязанностей семи миллионов населения—циркуляры. Знакомый, испытанный путь.
Газета печалуется:
Хуже всего то, что подобная политика не находит надлежащей оценки со стороны широкого общественного мнения. Мы видели это на примере думских прений по указу 5 октября 1906 года. Надо пожелать, чтобы общество, наконец, уяснило себе, что вопрос о еврейских ограничениях есть вопрос всего нашего общественного и политического прогресса. Сильное культурное государство не может держаться на угнетении отдельных народностей.
Как видите, у нас буквально по каждому «больному» вопросу приходится приводить страшно старые истины. И всего обиднее то, что с ними одни не хотят совершенно считаться, другие, те, от которых мы вправе ждать решимости и искренности, любезно расшаркиваются и... отворачиваются прочь.
К ним, должна быть отнесена вся наша либеральная буржуазия... Когда она молчит—нехорошо, но когда заговорит, становится еще хуже.
Недавнее прошлое слишком живо и памятно, чтобы о нем стоило говорить много. Достаточно указать лишь на то, с какою предупредительностью в Госуд. Думе все, что касалось еврейства, было отделено от крестьянского проекта. Говорилось, что для успешного разрешения крестьянского вопроса вопрос о черте оседлости и т. п. должен быть разрешен самостоятельно, а в результате один вопрос превращен был в вопросик, а другой... о другом забыли вовсе.
|