Хаим Нахман Бялик
Еврейские писатели в совдепии
Прибывшая на днях из Одессы в Константинополь группа еврейских писателей с известным поэтом X. Н. Бяликом во главе в беседе с представителем Евр. нар. бюро сообщила много интересного о жизни на юге России вообще и в частности о преследованиях большевистской властью евреев и еврейских культурно-просветительных учреждений.
X. Н. Бялик сообщил, что после занятия в конце 1919 г. Одессы большевиками, всякая деятельность в области еврейской литературы и культурной жизни стала невозможной. Как известно, отношение советской власти к евреям зависит главным образом от "евсек" (еврейская секция при партийном комитете). Одесская евсек сразу же объявила жестокую войну еврейской культуре и своей главной задачей поставила преследование древнего еврейского языка. В целом ряде декретов были предприняты строжайшие репрессии против еврейских учреждений.
Все еврейские школы закрыты и преподавание еврейских предметов запрещено. Все еврейские издательства, газеты, журналы закрыты.
Стараниями евсек всюду в городах еврейские синагоги были закрыты под предлогом, что они являются замаскированными сионистскими клубами. Сионистские собрания строго воспрещались, было запрещено даже издание еврейского календаря.
В пограничных трактах на юге России скопилось теперь около 8—9 тыс. евреев эмигрантов, которые получили разрешение и центральной и украинской власти на выезд, но евсек этому выезду всячески препятствует. Положение этих эмигрантов ужасное.
В советской России, по словам г. Друхнова, антисемитизм развивается не только в среде противобольшевистских элементов, но и среди самих большевиков. Трудно предугадать, какие события могут разыграться на этой почве.
Г. Клейнман рассказал, что недавно евсек додумалась до объявления контрреволюционным известного еврейского обряда, только по протесту магометан, запрещение это было отменено.
Интересно отметить, как евсек в своей почтенной деятельности имитирует во всем советскую власть и стоит появиться какому-либо декрету власти, как вдогонку ему евсек спешит со своим специальным декретом, направленным против евреев. Несколько времени назад на юге России стало замечаться усиленное движение богомольцев к гробницам угодников. Власть использовала стратегическое положение этих мест для подавления религиозного движения народных масс. Агенты власти подложили в гробницы скелеты лошадей, затем устраивали собрания фанатически настроенных жителей и в их присутствии разрывали могилы, откуда они извлекали ими же положенные лошадиные кости.
Эта „остроумная" игра в некоторых местах имела успех. Евсек тотчас же поспешила с подражанием этой процедуре разоблачения святых и устроила подкладку лошадиных костей в могилу почитаемого евреями чудотворца XVIII в. Израила Бешта. Еврейское население было возмущено этим святотатством, но в стране где царит perpetuum silentium приходится все сносить молча.
Р.
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 301, 14 июля
|