![](/Krasnaja/1941/r_1918_612_1_ehstonija.jpg)
Под знамена великой страны Советов!
Мы обрели родину
Долог и скорбен был исторический путь эстонского народа. Судьба его была нелегкой. Полторы тысячи лет назад он покинул земли между Уралом и Волгой и поселился на побережье Балтийского моря. С тех пор эстонский народ постоянно страдал под ярмом всевозможных угнетателей, тиранов.
Сейчас многострадальный эстонский народ получил окончательную и полную свободу.
***
Темнеет, накрапывает дождик. Мы, трое представителей эстонского трудового народа, отправляемся в гости к командирам и бойцам Красной армии. Уже при выходе из автомобиля сразу чувствуем, что попали в дружественную и тесную семью. Такие минуты ощущаешь, как огромную радость. И вместе с тем чувствуешь какую-то непонятную робость. Это неудивительно.
Многие годы мы жили под ярмом врагов и угнетателей, скрывая свои мысли и тая свои чувства. Сейчас мы чувствуем себя людьми, вышедшими на волю из страшной тюремной камеры. Не сразу привыкнешь к яркому свету дня, слепящему глаза чудесными лучами советского солнца свободы!..
Завязывается оживленная беседа с этими замечательными людьми — сынами Красной армии. Немного ближе познакомившись с ними, начинаешь особенно ясно понимать, что значит Сталинская Конституция, сталинская демократия.
У нас люди раньше должны были вести себя либо как изворотливые угри, либо как не размышляющие автоматы, если они хотели существовать и не быть растоптанными сапогом реакции. А сейчас мы видим воочию: социалистическая демократия пробуждает в каждом человеке его лучшие качества, дает ему подлинное лицо, воспитывает настоящих граждан в высоком смысле этого слова.
После моего приветственного слова выступил молодой политрук со сверкающими глазами. В его речи не было и тени высокопарной напыщенности. Она вся была проникнута силой логики и разума. Он говорил о бушующей на Западе и во всем мире второй империалистической войне и ее поджигателях. Он говорил о торжестве мудрой сталинской политики мира, благодетельно отозвавшейся и на прибалтийских странах. Это были простые слова. Но именно такая простота не могла оставить слушателя холодным или безразличным. Я не в силах был удержаться: встал и с дружеским чувством обнял этого человека, прижал его крепко к своей груди. Товарищ... ведь нет иного слова, которым можно было бы лучше и полнее выразить чувства дружбы и признательности, охватившие твое сердце. Товарищ... товарищ!
***
Государственная дума объявила Эстонию Советской Социалистической республикой и постановила послать делегацию в Москву на сессию Верховного Совета СССР, поручив ей просить о принятии нашей страны в великий Советский Союз.
Всенародное торжество на залитых солнцем улицах Таллина. Море красных знамен. Одна за другой шествуют колонны рабочих, идут красноармейские части и части эстонской народной армии. Мы вырвались из удушающего каменного мешка рабства. Мир стал таким неизмеримо большим, воздух—легким и насыщенным озоном. Ветер Москвы ласкает наши щеки, играет на струнах народной души. Мы вновь обрели свободную родину, которой не имели столетия.
Взгляните на этого восьмилетнего мальчугана, шагающего рядом с отцом. В руке у него крошечное красное знамя — лоскуток взят из старого платья матери: за два дня таллинские магазины распродали всю красную материю, и ее уже не хватает. Маленькое знамя сделано без соблюдения размеров—оно почти квадратное, а шест едва подымается выше головы мальчугана. Зато как смело и бодро шагает этот маленькой гражданин, как сверкают его большие глаза!
Ликуй, маленький свободный человек! Грядущее открыто перед тобой — ясное, светлое, безоблачное. Эти великие дни ты будешь помнить и тогда, когда твои белокурые волосы давно уже станут добычей седины!
Ликуй — и вместе с тобой ликует эстонский народ, горячо и торжественно произнося:
«Да здравствует Эстонская Советская Социалистическая республика!
Да здравствует СССР!
Да здравствует великий Сталин!»
Ааду ХИНТА, писатель, член Государственной думы Эстонии.
ТАЛЛИН. (По телеграфу).
Красная звезда 1940 № 178, 1 августа
|