Читая старые газеты, обнаружил заметку 100-летней давности о впечатлениях от поездки по России знаменитого в то время бельгийского поэта-символиста, драматурга и критика Эмиля Верхарна.
Для многих известных политических и общественных деятелей, деятелей культуры он был любимым поэтом. В.Брюсов считал его величайшим поэтом современности, М. Горький относился к нему с не меньшим уважением и почитанием, Н.Крупская в своих воспоминаниях говорила, что В.Ленин в самые тяжелые дни эмиграции, в бессонные ночи "зачитывался Верхарном".
В 1913 г. Э.Верхарн побывал в России. О своих впечатлениях от поездки он поделился с сотрудником газеты "Русское слово".
Было это ровно 100 лет назад в декабре 1913 г., но обстановка в стране, как мне кажется, и сегодня очень созвучна с обстановкой того года. Конец 2013 г. оказалсядля России, для всех нас совсем не радостным.
Последние события, конечно беспокоят, навевают неприятные мысли. Что-то подобное просматривается и в настроениях того времени.
Вот это интервью.
ЭМИЛЬ ВЕРХАРН О РОССИИ
Сотрудник „Русск. Слова" беседовал с знаменитым поэтом перед отъездом его из Москвы.
Пребыванием в России Верхарн остался очень доволен.
— Я очарован Россией,—сказал поэт нашему сотруднику.—Конечно, главную основу вашей страны - русскую деревню - я увидел только мельком. Но Петербург и Москва произвели на меня неизгладимое впечатление . Я не согласен с теми европейскими путешественниками, которых пленяет Москва и оставляет холодным Петербург.
По-моему, обе русские столицы, хотя и разные, резко отличные, почти противоположные, в одинаковой мере прекрасны.
Петербург исполнен спокойного величия. Его монументальность, его огромный масштаб производит впечатление. Москва же прекрасна своей исключительной, причудливой оригинальной, причудливой оригинальностью. В этом полном контрастов, бесконечно многогранном городе есть какая-то сказочная утонченность.
С Москвой я познакомился ближе, чем с Петербургом. Среди памятников московской старины удивительнее всего, по-моему, фантастический собор Василия Блаженного. Когда видишь это разноцветное, не превзойденное по легкости и изяществу, здание,—не веришь глазам, что оно создано из камня. Кажется, только в дереве могла бы найти воплощение эта волшебная архитектура.
Сознаюсь, до сих пор, не повидав московского храма, я не подозревал, что можно камнем передать так ярко впечатление деревянной постройки.
Новая Москва произвела на меня впечатление, главным образом, театрами. Постановки Станиславского, балет Большого театра, „Сорочинская ярмарка" в Свободном театре,—такого высокого развития зрелища мне никогда и нигде не приходилось видеть.
— Некоторые мои русские друзья,— продолжал Верхарн,—жаловались мне на переживаемое сейчас Россией тяжкое время.Конечно, мне, иностранцу, неловко говорить об этом, неловко касаться болезненных ран чужого мне общества. Но лично мне кажется, что народу, в котором кроются столь великие возможности,— народу, призванному к созданию культуры будущего,—следует бодро переживать эпоху политической и общественной невзгоды.
Подобные эпохи бывали во всех странах. Франция пережила разгром в 1870 году. В XVII столетии, после Тридцатилетней войны, казалось, должно было исчезнуть и самое имя Германии. Моя родина веками стонала то под испанским, то под австрийским игом.
Нет, ни при каких самых тяжелых обстоятельствах исторической жизни русское общество не должно падать духом. Будущее русского народа грандиозно. Нужно твердо и крепко верить в это.
- Мое теперешнее путешествие в Россию,—закончил Верхарн, — было первым, но не последним. Через два года я думаю вторично посетить вашу родину...
К сожалению, желанию Э.Верхарна не суждено было сбыться - это оказалось первое и последнее путешествие в Россию. Совсем скоро началась мировая война, а в ноябре 1916 г. в Руане он трагически погиб попав под поезд. Но остались его воспоминания о России, а еще стихотворение "Россия", которое было опубликовано в 1916 г., в год его гибели в сборнике "Алые крылья войны".
Россия
Хочется верить, что слова Э.Верхарна о России станут пророческими. Хочется в это верить.