Все советы прапрабабушки о сохранении и укреплении здоровья взяты из старых газет и журналов.
Обращаю Ваше внимание на то, что все предлагаемые советы и рекомендации основаны на взглядах того далекого времени. Прежде, чем принимать их к исполнению, рекомендую хорошенько подумать и посоветоваться со специалистами.
Снисходительность высокая добродетель и требует большой ясности духа и разума. Чтобы быть снисходительным, надо быть добрым, проницательным, твердым духом и владеть тонким психологическим чутьем.
Быть снисходительным не значит быть слабым, напротив, при этом можно относиться мягко к людям, но о поступках их судить ясно и не терпеть зла. К людям, совершивших проступки можно относиться снисходительно, если понимаешь их хорошо.
Все понять—все простить, говорит наша знаменитая писательница. Знание характеров, чувств и условий создает великое знание жизни людей; это знание так обширно и разнообразно, что может привести и к пессимистическому анализу Ла Рошфуко, и к трагическому провидению Паскаля, и к кроткой снисходительности Св. Франциска.
Снисходительным к людям можно быть только любя их.
И действительно, к чему бы служило внимательное изучение человеческой психологии, если бы из него не вытекало чувство нежности и симпатии к ближнему, подвергающемуся тем же испытаниям, тем же опасностям и случайностям, и заслуживающим той же жалости, как некогда и мы.
Боссюэт сказал:
«Горе бесплодному знанию, не ведущему к любви».
И мы повторим за ним: горе бесплодному изучению, приводящему только к критике, и которая рассматривает человеческие несчастья и заблуждения, также бесстрастно, как рассматривают под микроскопом борьбу каких-то мелких инфузорий. Знание, ведущее к любви, психология, сопровождающаяся милосердием, несомненно будет снисходительна. Такой-то поступил дурно, мы не можем не осудить его поступок, но сам-то он виноват ли? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем той внутренней драмы, которую ему пришлось пережить. Как строго судить павшего, когда самому так трудно было удержаться на известной высоте.
Говорят, что снисходительность —добродетель зрелых лет. Но зрелость суждения вдвойне ценится, если она развилась раньше времени, и снисходительность драгоценное украшение юности. Не достает снисходительности у молодежи вследствие того, что предполагается, что ими руководят и ослепляют их страсти. Конечно, страсти исключают снисходительность, даже страсти благородные. Но молодые люди, являющиеся снисходительными, доказывают, что они умеют избежать бурных порывов любви или ненависти, что их суждения остаются независимыми и, что они могут рассуждать и понимать,
Те, кто боятся снисходительности в молодых людях, смешивают ее с несчастной способностью легко мириться и воспринимать то, что достойно осуждения. Они считают, что снисходительность может повести к понижению морального чувства. Но нельзя забывать, что это может случиться только при слабости и неустойчивости этого морального чувства. Истинная снисходительность истекает именно из того высокого внутреннего чувства, которое называется добродетелью и является великой силой.
С этой точки зрения снисходительность стоит еще выше, если она распространяется на людей иного закала, на людей, испытавших те искушения, каких мы еще не знали. Тем достойнее тогда явиться мягким к таким ошибкам. Богатому, например, надо большое усилие воли, чтобы понять и простить бедняка, укравшего насущный хлеб для своей голодной семьи. Если мы будем оказывать особую снисходительность грехам, в которых повинны сами, это может вызвать подозрение в лицемерии. Но если мы вышли из тех затруднений и трудностей, какие стояли на пути нашего ближнего, как благородно выказать относительно его снисходительности!
Как отвратительны старые женщины, которые хотят заставить забыть свое сомнительное прошлое, являясь беспощадными судьями над проступками молодых. Это никогда не будет одобрено теми, кто знает их и никто не простит Арсиною, драпирующуюся своей невольною строгостью, ее имя строгого целомудрия, когда виноград для нее становится зелен.
Первое, где надо проявлять снисходительность, это в своей семье. Резкая критика, под предлогом желания принести пользу, гибельна в семейных отношениях. Я не говорю здесь конечно о важных случаях, но и там надо великодушно прощать; и этого нельзя смешивать с снисходительностью. Мы говорим теперь о ежедневных проступках к которым надо относиться снисходительно; потому что любишь и понимаешь тех, кто их совершает.
Снисходительность к друзьям, к близким, имеет тот же почти характер, как и снисходительность к своим семейным. Она берет начало в сердечном чувстве, между тем когда дело идет о постороннем, безразличном для нас человеке это исходит из способности понимать другого, с легкой только тенденцией к общей доброжелательности.
Надо подумать об ответственности, которая тяготеет нам теми, кого готов обвинить, о среде в которой вращаются, о несчастной необходимости действовать в тех случаях, где приходится выбирать только из двух зол. Великий психологический смысл заключается в простонародной пословице: поставь себя на его место. Руководясь ею, невольно сделаешься снисходительнее.
Снисходительность к низшим не должна смешиваться с слабостью. Надо уметь взыскивать со слуг то, что необходимо, не спускать небрежности в исполнении их обязанностей. Но если дело идет о мелочах, о неловкости, ветренности, надо уметь относиться снисходительно, понимать, что не всегда человек может быть внимателен, что у лучших людей есть свои слабости, и поверьте, что ласковое замечание принесет больше пользы, чем суровая строгость. Нельзя принимать от портнихи, от ремесленника вещь, которая нам не годится; не та, какую они обязались вам доставить, это было бы беспечностью. Но понять положение, спокойно указать на ошибки, научить их поправить, это будет поступком, справедливой и снисходительной заказчицы.
Снисходительность к детям не представляет ничего особого специального. Она требует, как и все, что относится к детям, деликатности и чуткости, в виду их особой восприимчивости. Детям нельзя ни в чем уступать раз это запрещено, но именно поэтому надо серьезно обдумать прежде чем что-нибудь им запрещать. Мелочные же шалости, за которые детям чаще достается иногда, чем за действительные проступки, они, по нашему мнению, представляют широкое поле для проявления снисходительности.
Особенно важно проявлять именно с детьми спокойствие и ясность духа, гарантирующих беспристрастие, и спасающих от несправедливых переходов, от неразумной строгости к вредному баловству относительно себя лично надо остерегаться излишней снисходительности. Это ясно из того, что относясь снисходительно к другому, мы можем руководиться тем, что нам неизвестны мотивы, почему он поступил так, а не иначе. Но относительно себя у нас нет этих мотивов. Мы обязаны давать себе отчет, почему мы сделали так, а не этак.
К своим поступкам мы обязаны относиться сознательно. Напротив строгое отношение к себе есть качество, указывающее на чуткую совесть и похвальную требовательность к своей особе. Это не значит, чтобы мы поощряли тот изощренный анализ, который всегда ведет нас или к желанию найти себе извинение, или напротив заводит в бесплодные дебри упреков и самоуничижения. Нельзя даже относительно себя лично отступать от спокойной ясности и беспристрастия. Бояться упадка духа тоже нечего, если мы и должны строго себя осудить иногда, то мы же можем и исправить путем раскаяния, если сумеем сохранить рассудок и умение управлять своими чувствами.
Во всяком случае, никогда не надо отделять относительно себя справедливую строгость от разумной снисходительности, которая нас возвышает и готовит нам исправление в будущем.
Аполлина де-Гурле.
Еще по теме
|