По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Доклад мирной делегации
Вчера состоялось соединенное заседание Центр. Исп. Комитета Сов. Раб., Солд. и Кр. Деп. Петроградского Совета Р. и С. Деп. и общеармейского съезда по демобилизации армии. Ц. И. К. был представлен 850 членами, Петр. Сов.—600 и съезд по демобилизации—300 чл.
Заседание было созвано с целью заслушать доклад русской мирной делегации, возвратившейся из Бреста.
С докладом о ходе мирных переговоров выступает т. Каменев, встречаемый продолжительными аплодисментами собрания.
Речь Каменева
Приступив к мирным переговорам, мы в первую очередь предложили противоположной стороне определенно и точно формулировать все те основания, на которых мог бы быть заключен всеобщий демократический мир. Из состава делегации центральных держав сразу же стало ясно, что правительства и Германии, и Австрии, и Турции, и Болгарии стараются подчеркнуть полную серьезность их намерений.
Мы приехала в Брест, чтобы определенно показать, что мы явились сюда с твердой решимостью заключить мир не отдельный, не частный, а всеобщий демократический, во имя освобождения трудящихся масс всего мира. Эти основы были почерпнуты из резолюций, постановлений и решений второго съезда Сов. Солд., Раб. и Крест. Деп., и мы только в 6 пунктах нашей декларации детально и обстоятельно их разработали.
Мы определенно сказали, что все оккупированные, захваченные территории должны быть немедленно очищены. Политическая самостоятельность угнетаемых народов должна быть восстановлена. В 4 пункте мы указывали на то, что мы категорически требуем для порабощенных и ограбленных народов территориально-культурной автономии, причем заявили, что все народы колоний, все народы Африки или Азии должны пользоваться такой же широкой независимостью, какою будут пользоваться освобожденные народы Европы.
Представители делегация центральных держав медлили с определенным и точным ответом. Наша буржуазная пресса не преминула по этому поводу открыть новую травлю против нашей политики, указывая, что в Бресте ведутся какие-то тайные, скрытные переговоры, совершаются темные дела. Но для нас причина такого замедления в ответе противоположной стороны была ясна, ибо если Германия не совсем еще потеряла надежду на возможность повести свой народ на новые военные авантюры, то Турция и другие государства окончательно отказались от этой мысли. Нет сомнения, что вопрос о контрибуции и аннексиях, поставленный нами круто, вызвал прения и споры между сторонами и в этом мы видим главную причину промедления в ответе.
В результате переговоров одни члены противной нам стороны склонили других к известному решению, опубликованному нами в газетах. Для нас же, членов делегации, было важно констатировать тот факт, что основные положения легли в основу наших переговоров. В этом факте мы видели крупное завоевание русской октябрьской революции, ибо принятием противной делегацией этой декларации заставили германских империалистов разоблачить перед народами всего мира те грязные грабительские цели, ради которых велась эта война.
В своем ответе, который мы дали не через трое суток, а через три часа, мы указали, что в ответной декларации противной стороны мы видим ряд ловких ходов и лазеек, созданных для проведения захватных планов империалистов Германии и Австрии, ибо отказ в предоставлении права народам на независимость на самоопределение в корне уничтожает их признание мира без аннексий, и потому ссылка на то, что русская революция не иметь права вмешиваться в судьбы других народов, доказывает, что противная сторона оставляет за собой систему эксплуатации и угнетения народов. Но мы твердо настаивали на проведении наших требований до конца.
Наш ответ кончался указанием на то, что мы требуем десятидневного перерыва для того, чтобы правительства Франции, Англии и других государств детально ознакомились с нашими декларациями и в конце концов пришли к тому или иному решению.
В ответ на это представители противоположной стороны предложили нам выслушать их предложения по поводу некоторых очень важных пунктов, в которых заинтересованы обе стороны. На двух официальных заседаниях нами были заслушаны эти заявления, которые сводились к формулировке отношений России с одной стороны и Германии и Австро-Венгрии с другой—после заключения мира. Главнейшие вопросы лежат, во-первых, в области экономических вопросов и юридических взаимоотношений двух договаривающихся сторон и, во-вторых, в области политических отношений и положения о территориях.
Нет сомнения, что если Германия попытается теперь повести свои войска против революционной России, то всем будет ясно, что это будет сделало с целью окончательно растоптать свободу Польши, Литвы и целого ряда других стран, и это будет той искрой, которая неминуемо вызовет взрыв и окончательно сметет твердыню германского империализма.
Мы уверены, что подобной попытки Германия не осмелится сделать, ибо, если это случится, то мы, в конце концов, несмотря ни на какие препятствия все-таки добьемся мира, но уже переговоры мирные будем вести не с представителями немецкого империализма, а с теми социалистами, усилиями которых будет свергнуто германское правительство. Оратор оглашает далее остальные пункты условий германской делегации, которые будут опубликованы.
После доклада т. Каменева выступает целый ряд представителей армии, рисующих настроение солдатской массы. Основной мотив всех речей фронтовиков—выражение полного доверия Советской власти и поддержка борьбы за демократический мир.
Резолюция
„Заслушав отчет мирной делегации и вполне одобряя ея действия, Соединенное Собрание Ц. И. К. Сов. Раб., Солд. и Кр. Деп., Петр. Сов. и Общеармейского Съезда по демобилизации постановляет:
Первое программное заявление, оглашенное представителями четверного союза в Бресте признало в принципе заключение мира без аннексий и контрибуций. Это признание создало почву для дальнейших переговоров, о всеобщем демократическом мире.
Однако, уже в этом заявлении представители германского правительства отказались признать право на самоопределение за теми угнетенными национальностями и за теми колониями, которые была захвачены до начала войны 1914 г.
Уже это ограничение, немедленно отмеченное русской делегацией, обнаруживало, что правящие классы Германии, вынужденные под давлением народного движения делать уступки идее демократического мира, вместе с тем пытаются извратить эту идею в сторону старой аннексионистской политики. Повторное заявление австро-германской делегации, излагающей практические условия мира на Востоке, еще больше извращает идею справедливого демократического мира.
Смысл этого заявления сводится к тому, что австро-германские правительства отказываются дать немедленно безоговорочное обязательство вывести войска из оккупированных областей Польши, Литвы, Курляндии, частей Лифляндии и Эстляндии.
Действительно, свободное выявление воли населения Польши, Литвы, Курляндии и всех прочих оккупированных областей невозможно при оставлении в этих областях чужеземных войск до возвращения эвакуированной части коренного населения. Ссылка германской делегации на то, что воля народов в указанных областях будто бы уже и выражена, явно неосновательна. При осадном положении, под гнетом военной цензуры народы оккупированных областей не могли еще высказать своей воли. Документы, на которые могло бы сослаться германское правительство, в лучшем случае могут свидетельствовать только о волеизъявлении отдельных привилегированных групп, а не народных масс данных территорий.
Мы заявляем:
Русская революция остается верной своей международной политике. Мы стоим за действительное самоопределение Польши, Литвы, Курляндии. Мы никогда не признаем справедливым навязывание чужой воли каким бы то ни было народам.
Соединенное заседание настаивает на том, чтобы в дальнейшем мирные переговоры велись в нейтральном государстве и поручает Сов. Нар. Ком. принять все меры к тому, чтобы это было проведено в жизнь.
Мы обращаемся к народам Германии, Австро-Венгрия, Болгарии и Турции. Под вашим давлением ваши правительства вынуждены были на словах усвоить ваш пароль „без аннексий и контрибуций", но на деле они пытаются проводить старую политику захватов. Помните: дело заключения быстрого и действительно демократического мира больше всего находится теперь в ваших руках. На вас смотрят народы всей Европы, измученные и обескровленные беспримерной войной. Вы не позволите германским и австрийским империалистам вести войну против революционной России во имя порабощения Польши, Литвы, Курляндии и Армении.
Рабочая революция зовет к восстанию трудящиеся классы всех стран.
Октябрьская рабочая революция исполняла свой долг перед народами всего мира. Рабочее и крестьянское правительство опубликовало тайные договоры. Рабочее и крестьянское правительство готово немедленно очистить все территории, оккупированные русскими войсками в течение этой войны. Оно предоставляет всем, без исключения, народам населяющим Россию, право на полное самоопределение вплоть до отделения при отсутствии какого бы то ни было военного давления с своей стороны. Но оно требует того же и от противной стороны.
Мы обращаемся как к близким к французским, итальянским, сербским рабочим и говорим им. Правительство ваших стран не сделали даже шага навстречу миру, который вынуждены были сделать правительства центральной Европы.
Правительства ваших стран до сих пор не объявили даже своих целей войны.
Ваши правительства затягивают войну всеми правдами и неправдами. Ваши правительства не делают ни шагу навстречу мирной программе русской революции. Ваши правительства не хотят отказаться от тех договоров, каковые они тайно от народа заключили с бывшим царем Николаем II. Добейтесь немедленного присоединения ваших стран к мирным переговорам на основе заявлений сделанных в Бресте русской делегацией.
Еще по теме
|