По материалам периодической печати за сентябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Кризис власти
Попытка создать коалиционное Временное Правительство из представителей социалистических партий, торгово-промышленной группы, партии народной свободы и радикально-демократической партии—окончилась неудачей.
Позавчера А. Ф. Керенским уже были закончены переговоры с представителями различных политических и общественных групп и состав нового кабинета мог считаться определившимся. Список тех лиц, которые должны были войти в новый кабинет, был помещен во вчерашнем выпуске нашей газеты. Известия, что А. Ф. Керенскому удалось сформировать Правительство, произвели весьма благоприятное впечатление в широких общественных кругах.
Однако, поздно ночью, до сведения А. Ф. Керенского было доведено о тех настроениях, которыя господствуют в Исп. Ком. Сов. Раб. и Солд. Деп. Многие представители последнего категорически возражали против участия членов партии народной свободы и торгово-промышленной группы в составе Временного Правительства. Они указывали, что в противном случае министры-социалисты выйдут из состава Правительства.
Вследствие таких настроений в Исп. Ком. Сов. Раб. и Солд. Деп. комбинация образования Временного Правительства в том составе, как указывалось выше, распалась.
Поднят вопрос о возможности сформирования, социалистического кабинета министров.
Положение осложняется тем, что ген. Алексеев обусловил, как передают, свое согласие занять пост начальника штаба Верховного Главнокомандующего с определенным составом членов Временного Правительства. Считается вероятным, что в случае образования однородного социалистического министерства генерал Алексеев, а быть может также и другие генералы, как например Рузский и Драгомиров, покинуть свои посты.
До вечера 1 сентября положение оставалось неопределенным и невыясненным.
„Совет Пяти“
В виду обострения Правительственного кризиса во вчерашнем ночном совещании членов Временного Правительства было признано необходимым учредить особый „Совет Пяти", на который возложить верховное управление государством.
В состав „Совета Пяти" вошли:
министр-председатель А. Ф. Керенский,
министр иностранных дел М. И. Терещенко,
военный министр ген. Верховский,
морской министр адмирал Вердеревский и
министр почт и телеграфов А. М. Никитин.
Образованием „Совета Пяти" правительственный кризис весь исчерпывается. Окончательное разрешение вопроса о сформировании новой власти переносится на созываемое Центральным Комитетом Сов. Раб. и Солд. Деп., демократическое совещание, в котором примут участие представители всех групп присоединившихся к декларации революционной демократии, оглашенной Н. С. Чхеидзе на Московском Совещании.
Это демократическое совещание образует новую власть, дав ей свою санкцию. „Совет Пяти" будет существовать только до созыва демократического совещания, которое откроется 12 сентября.
До этого срока, между прочим, предполагается особым декретом „Совета Пяти" распустить Государственную Думу 4 созыва.
Вчера в Зимнем дворце в кабинете А. Ф. Керенского происходили первые заседания „Совета Пяти“. На этих заседаниях решено было провозгласить в России республику.
За работу
Восстание подавлено. Правительство может бросить на врага всю армию, в громадной массе своей не затронутую этими смутными днями, а теперь вновь единую и готовую к борьбе. И в этот час великого перелома органы демократии должны понять всю трагическую глубину ответственности, падающую на них.
Имя генерала Алексеева говорит измученному офицерству многое: оно обещает проведение важнейших из тех реформ, которые были намечены при Б. В. Савинкове, оно говорит об усилении боеспособности армии.
А. Ф. Керенскому дана в удел труднейшая часть, при сотрудничестве его с ген. Алексеевым. Ему предстоит коснуться еще раз многомиллионной солдатской массы, взволнованной и встревоженной событиями последних дней. Найдутся люди, которые захотят посеять рознь между офицерами революционной армии и ее солдатами, люди, для которых единство чувства и русского духа вещь лишняя, или вредная. Опасность появления таких людей на сцену теперь, при поголовном вооружении масс, может оказаться заметной не только в армии.
И в эти дни особенно ответственна роль органов революционной демократии, и важно понимание ими необходимости тесного единения всех партий, не забывших слова „отечество".
А. Ф. Керенский, как человек искренне любимый солдатскими массами, вряд ли заменим на своем посту в данный момент. Его твердая поддержка поможет офицерскому составу и генералу Алексееву довести до желанного конца дело сближения солдата и офицера, дело взаимного доверия. И если эти два имени стоят рядом—имя лучшего ученого работника, целые годы бывшего душой армии, и имя любимого солдатами их вождя—можно верить в победу над темными силами, ищущими мятежа и глубоко чуждыми делу обороны.
Но то же сотрудничество, которое так блестяще осуществится в сфере военного командования, должно быть проведено в сферу верховного государственного управления. Коалиция двух начал—начала революционной воли и начала научной государственной организации—должна быть проведена через все органы власти. И тогда вся патриотическая Россия отдаст ей свои лучшие помыслы.
Единение долго было словом. Теперь или никогда оно должно стать делом. Пусть кадеты прямо снесутся с долго не признаваемыми ими органами левых, говорящими теперь об обороне. Пусть в их среде исчезнет половинчатость и желание говорить только с воображаемой Россией, а не с Россией сегодняшнего дня.
И пусть левые поймут, куда придут они, если грех первых четырех месяцев революции — попустительство врагам обороны—снова опустит свои черные крылья на русскую землю.
Необходимо понять друг друга. Россия не ждет. Верховное командование покажет первый пример истинного единения. Пусть за ним пойдет армия, и пусть на единении построена будет государственная власть.
Борис Гуревич.
Ложный слух
В официальных кругах слухи о переезде Временного Правительства в Москву категорически опровергаются. В настоящий момент этот вопрос на очереди не стоит и нет оснований полагать, чтобы он встал на очередь в ближайшее время.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 3 сентября.—По всем частям армии, фронта и тыла разослана следующая телеграмма:
«1-го сентября я прибыл в Могилев и вступил в исполнение обязанностей начальника штаба Верховного Главнокомандующего. По приказанию Верховного Главнокомандующего, предписываю исполнять мои приказы, отдаваемые от имени верховного Главнокомандующего, и по делам службы обращаться ко мне.
Генерал Алексеев.
Отношение России к А Ф. Керенскому, в связи с заговором
На имя председателя совета министров А. Ф. Керенского поступило и продолжает поступать множество телеграмм из разных концов России, Кавказа и Сибири, от различных воинских частей действующей армии и тыла, от политических, общественных и прочих организаций Крестьянских и рабочих Советов, городских самоуправлений и т. д.
Все в один голос говорят о своей преданности Вр. Правительству о возмущении контрреволюционным Корниловским заговором и о готовности оказать полную поддержку Вр. Правительству.
В числе прочих поступили телеграммы от всех армейских комитетов, военно-окружных комитетов, Всероссийского Мусульманского военного бюро, призывающего всеми силами поддерживать Вр. Правительство и до последней капли крови бороться с контрреволюционными выступлениями, от комитетов многих армейских корпусов, дивизий и полков, Нижегородского С. Р. С. и Кр. Д., Начальника штаба Московского военного округа Рябцова от имени всех гарнизонов округа, ударных батальонов юго-западного фронта совместно с командным составом, всеукраинского съезда представитей ж. д. Украины, Смоленского С. Р. С. и Кр. Д , Окружного комитета Минского округа, Комитета Риго-орловской дороги и т д.
Ликвидация заговора ген. Корнилова
МИНСК. 3 сентября,—За агитацию в пользу генерала Корнилова арестован командир 4 Донского казачьего полка полковник Михайлов.
Военно-революционный комитет избрал особую следственную комиссию. Собранный материал по делу о выступлении генерала Корнилова отправляется в ставку.
Производится расследование о ряде лиц, принадлежащих к командному составу, по обвинению их в причастности к заговору.
Арестованные за агитацию в пользу генерала Корнилова служащие земского союза освобождены; дела о них переданы комитету объединенных работников.
***
Армия в своей массе оказалась достаточно зрелой в политическом отношении. При первых известиях о Корниловском мятеже в ночь на 28 августа все войсковые организации юго-западного фронта встрепенулись. В самые бурные моменты верные резолюции войска проявили чрезвычайную заботливость по отношению положения фронта, в противоположность заговорщикам поставившим на карту дело защиты страны. Имя Корнилова стало ненавистно всей революционной армии.
В настоящее время по сообщению комиссаров юго-западного фронта в армиях господствует бодрое, уверенное настроение. Боевые приказы исполняются. Есть указание на то, что наблюдается подъем духа.
1 сентября в Одессе при особо торжественной обстановке состоялся парад войскам, которые принимали командующий войсками округа, комиссары и революционный комитет. В городе полный порядок, жизнь течет нормальным ходом. Позиция Правительства после ликвидации Корниловщины признается значительно укрепленной.
Отход из-под Риги
(Из письма очевидца)
Свершилось громадное зло. Сколько жертв. Сколько крови. Сколько слез. Наши войска отступили, но как это произошло, я и сейчас понять не могу. Наша дивизия принимала активное участие в бою, в том числе и наш полк. Я хочу описать все по-порядку.
Мы, т. е. наш полк, находился в это время в армейском резерве. 19 августа я вышел умываться и был поражен несмолкаемым громом; гром этот доносился от Икскюля, где происходил бой. Нам было приказано приготовиться. И вот весь день провели в напряженном состоянии. А в 6 час. вечера мы выступили в поход. От стоянки нашего полка до Икскюля было верст 30, шли мы всю ночь, утром остановились в лесу не доходя до Икскюля верст 6. И этак нас томили сутки, а между тем там изнемогали первые полки под ударами немцев. 21 утром выступили опять и наш полк разбили по батальонам: каждый батальон шел на подмогу одному из полков... дивизии.
Связи с соседними частями никакой не имели и не знали, что делается кругом. В этот злополучный день наш 2-й батальон целиком почти пропал, сейчас от него насчитывается всего человек... Пропал он только потому, что был брошен на произвол судьбы. Ночью, на 22-е августа, мы стали отступать без боя, не видя даже противника, и вот таким образом отступали два дня, пока не остановились на тех позициях, на которых стоим и в настоящее время. Сейчас окопались в 35 верстах от Сисегаль, а противника и сейчас нет, сторожевая застава от нашего полка ходит чуть ли не на 7 верст вперед. Вот что было у нас. Но это не все, еще не весь ужас.
С началом отступления приказано было делать реквизицию скота и продуктов. Вот на этот-то процесс я не мог смотреть без содрогания. Жители плачут, молят, но с этим никто не считается, берут коров, лошадей, свиней, овец, овощи, — и за все это выдают какие-то записочки, а мало того, просто берут и больше никаких. Солдаты в домах, амбарах и кладовых все ломают, поворачивают весь дом верх дном в поисках ценных вещей. И вот в результате тысячи разоренных домов, тысячи семейств осталось без крова и пищи, хлеб стоит в поле неубранный.
Транспорт наш совсем спасовал; кормимся только вот благодаря реквизиции во время отступления. Хотели сами собирать хлеб на полях, но нечем: все машины, какие имелись у местных жителей, попорчены, а сами жители попрятались по лесам.
Вот еще одна картина: выступаем ночью, стоим на дороге в составе почти всего полка и ожидаем отставшую роту; в это время раздается нечаянный выстрел, а в след затем крик: „кавалерия!", и весь полк бросается сломя голову кто куда; стоило больших усилий остановить и собрать разбежавшихся.
К авантюре Корнилова отнеслись спокойно. Настроение масс такое: какой бы то ни был, но мир. Даже самые ярые сторонники „войны до победы" и те поддаются и говорят, что один исход остался: какой ни на есть, но мир. И я теперь не знаю, что еще скажут те, которые хотят воевать „до конца", т. е. до победы. Теперь кажется ясно должен каждый видеть, что мы не в состоянии вести войну дальше, что это грозит нам громадным несчастьем.
Действующая армия
2 сент. 1917 г. Дм. Подшивалов.
Еще по теме
|