Детская больница Принца Петра Георгиевича Ольденбургского в С.-Петербурге
ВИ_1879_36_больница
30-го сентября 1864 года, по случаю юбилея службы принца Петра Георгиевича Ольденбургскаго, по ведомству учреждений Императрицы Марии, состоялось Высочайшее повеление об устройстве в С.-Петербурге новой детской больницы имени Его Высочества.
Составить программу устройства больницы поручено было д-ру Раухфусу, и на основании ее был в том же году назначен конкурс, с премиями архитекторам. Первый конкурс остался без результатов, на вторичном конкурсе одобрен был проект г. Кавоса, который и был строителем больницы.
Постройка вычислена в 578 тысяч рублей и началась в 1867 г. Окончена в прошлом 1869 году и обошлась гораздо дешевле, именно на сумму около 500 тысяч рублей (включая в эту сумму и расходы по зданию в течении зимы 68—69 годов). Сколько можно заключить по «Очерку устройства больницы», из которого мы заимствуем свои данныя, это было следствием того, что
«все работы были сданы не оптом одному подрядчику, а каждая отдельно в руки заводчиков и ремесленников-специалистов. Материалы шли из первых рук».
Больница помещается на бывшей летней Конной и занимает 2.668 кв. сажень. Она состоит из трех зданий: главного, отдельного и летнего, в сложности с 57 палатами на 200 больных, (т. е. приходится менее четырех больных на палату). Впрочем, хотя кроме того назначено 50 добавочных кроватей — 25 на случай эпидемий и 25 для грудных младенцев,—но число кроватей в сложности определено все-таки в 200, так как в летнее здание больные переводятся только на 1 1/2—2 м., в видах очередного освежения зимних помещений.
На каждую детскую кровать вычислено от 4 1/2 до 6 1/2 куб. сажень воздуха, (не считая коридорного) и воздух для каждой палаты идет отдельным каналом, нагретый и увлаженный. Другой, тоже отдельный канал, вытягивает испорченный воздух. Свежий воздух идет из приемников, помещенных в саду, нагревается в пневматических камерах подвального этажа горячей водой и идет трубой в стене здания, как сказано, к каждому отдельному помещению. Отопление водяное: принятая температура 15 гр. Реомюра.
Освещение газовое только в коридорах, на лестницах и некоторых комнатах для занятий. Главное здание: подвальный этаж, с приборами для вентиляции и отопления, о котором мы говорили; первый этаж с хозяйственными помещениями, разного рода службами, комнатой для сбора больных, приема их, ваннами и комнатами для сомнительных случаев до помещения детей в больницу по определении рода болезни; второй этаж или отделение для наружных болезней; третий этаж или отделение внутренних болезней, с отдельными палатами для вдыхания газов, коклюшных больных и тифозных. Отдельное здание для заразительных болезней.
Подвальный этаж как выше. Первый этаж занят служащими при этом здании. Второй этаж занят отделением дифтерита и отделением скарлатины, третий этаж отделением натуральной оспы и отделением кори. Летнее, двухэтажное здание состоит из общего отделения (первый этаж) и летних отделений кори и скарлатины. Нужно прибавить, что все отделения зданий по возможности отделены одно от другого и ключи от лестниц, сообщающих коридоров, находятся только у надзирательниц и врачей.
—На полное обзаведение больницы назначено 75 тысяч рублей. Личный состав служащих: 8 врачей, 2 аптекаря, 16 фельдшериц, 1 фельдшер, 4 надзирательницы, 35 человек мужской прислуги, 89 женской (из них 75 нянек) и нужное число заведующих хозяйственными частями.
—Больница, впрочем, имеет собственно целью пользовать только трудных больных, нуждающихся в постоянном уходе, однако предположила себе иметь отделение для приходящих обширнее, чем зто обыкновенно бывает.
Всемирная иллюстрация, № 62 (7 марта 1870 г.)
|