![](/Revolut/ijun1918/cultsovpost_00019_1.jpg)
«Поря положить конец»
Высоковская волость Вологодского уезда.
О том, что попы обдирают честной народ говорилось и писалось давно, но такого безобразия, какое сейчас творится «батюшкой» в селе Высокое подыскать трудновато.
У этого «батюшки» все с мужиками по договору и он публику «не надувает», как это делают остальные «батюшки». После революции в момент перетасовки с землей выговорили себе поле с огородом с десятиной земли, имеет сейчас 2-х коров и телку, т. е. одно земельное хозяйство составляет хозяйство средняка крестьянина, которое дает дохода в год при готовых дровах и квартире по нынешним твердым ценам продуктов около 3180 руб. с молочного хозяйства и 3200 руб. с огородов и поля от засева хлебом, кроме того «батюшка» получает за каждую свадьбу по 25 руб., а таких свадеб бывает около 60 в год, значит всего получит 1500 руб.
При венчании должны быть сделаны ему «дары», а кто не может этого сделать, обязан ему заплатить по 20 руб. каждый в каждое венчание, итого значит, в год берет «дарами» 1200 руб.
Метрическая выпись (свадебное письмо стоит по 5 руб.),—доход в год 150 руб. Молебен 2 руб. и если их в год 500,— «батюшка» подучает 1000 руб.
Исповедь стоит 1 руб. и если к нему переходит 1000 человек,—«батюшка» получит 5000 руб.
В пасху ходит по приходу кругом и получает по 2 р. с дому - таких хозяйств в волости 1335,—«батюшке» платят 2670 руб., тут же не отказывается и от яиц.
В крещение получает за молебны столько же—2670 руб.,—берет и печеным хлебом. Каждые похороны с обедней стоят 10 руб. итак если умрет 51 человек,—«батюшка» получит 500 руб.
—Если кто позвал его куда либо с молитвой,—«батюшка» получает по 1 руб. прогонных, а привести и отвести его должны по «требе» на лошади,—пешком не ходит.
Всякая роскошь в церкви, напр. освещение во время венчания, оплачивается отдельно и деньги поступают в церковь, по 35 руб. за случай.
Что берет побочно, если ему дают больше,—никому не говорит, но недостатком бухгалтерских познаний не страдает и всегда «недоимку» старается строго учесть и собрать.
И так «с мира по нитке, а бедному рубашка» вот его доход кроме вареного, печеного и яиц в год по всем этим цифрам 21620 руб. Омерзительней такого дохода при всем готовом в деревне быть не может.
Не знаю можно ли еще «на таких батюшек» смотреть. Местные жители обижаются и просили меня поместить это в газете. Не то местному исполкому, не то кому-то иному нужно положить конец такому безобразию и волости от живодеров, да еще в настоящее время, избавлять.
Ведь это растут совершенно новые какие-то бесконечно нахальные мироеды от последнего времени, которому все ни почем. Такой «батюшка» теперь, когда для народа так много ясно, ведь считает себя победителем, смеет и смело подходить к своим «священным» обязанностям, не трясутся после руки и не чувствует никакого страха!
Да когда же будет этому конец?
А. Осокин.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1919 № 048. 1 марта
Еще о «святых» чучелах
Редакцией получено следующее письмо:
В 1909 г. я работал на фабрике золотых и серебряных изделии И. Ф. Тараборова (Б. Дворянская ул., с. д.).
В то время на фабрике делались две гробницы для Ефросинии Полоцкой и Дмитрия Ростовского. Когда была готова гробница Дмитрия Ростовского, весившая 12 пуд. с фунтами чистого серебра, то в это время на фабрику был прислан неизвестно откуда громадный ящик.
По окончании дневных работ на фабрике хозяин И. Ф. велел нам придти поработать вечером в числе 5 человек, которые работали по отделке гробницы, в том числе и я.
По приходе вечером на работу хозяин уже открыл упомянутый ящик и, когда мы подошли ближе, то к своему удивлению увидели в ящике гипсовую или на подобие гуттаперчи фигуру, одетую в полное облачение с евангелием и крестом в руках.
Лицо и руки белые, черная борода. Полный рост человека. Вся эта фигура наклеена на толстом бархате, плечи стесаны, чтобы плотно прилегали к бархату.
В гробнице сделали решетку, настелили ваты и уложили это чудовище с бородой, края бархата закрыли серебряной рамкой, запаковали в ящик и отослали в Ростов. Там в это время было перенесение этих мощей в Ростов. Это было в июне 1909 года».
Вагоновожатый Алек. Ив. Аксенов.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1919 № 049, 2 марта
|