От народного комиссариата по иностранным делам
Во многих газетах появились сообщения о том, будто Германия вытребовала себе право учредить или вообще в России, или в частности в Петрограде, какие-то центральные комиссии для осуществления германского контроля над теми или другими сторонами российской государственной жизни. Между прочим, подобное сообщение передавалось, как исходящее будто бы из советских кругов. Народный комиссариат по иностранным делам самым решительный образом опровергает эти лживые слухи, распространяемые с несомненно провокационными целями.
Предстоит образование, предусмотренных опубликованным в настоящее время мирным договором, комиссий для обмена военнопленных, для пересмотра договоров, для определения взаимно подлежаших возмещению убытков, для возвращения торговых судов и грузов, а также комиссий для определения пограничных линий, причем эти комиссии частью будут иметь своим местопребыванием русские города, частью германские и австро-венгерские.
Никаких контрольных комиссий не предполагается образовать и не может быть образовано, так как советская власть ни в коем случае не согласилась бы на такое лишение ее самостоятельности.
Таким же ложным, провокационный слухом является сообщение о том, будто Германия потребовала экстерриториальности Петрограда.
Народный комиссариат по иностранным делам заявляет, что газеты, позволяющие себе распространение подобных вздорных слухов, создавших панику и вводящих читателей в обман, будут привлекаться к суду Революционного Трибунала.
Неверно также известие о том, будто Германия потребовала восстановления частных банков.
Народный комиссариат по иностранным делам.
От Комиссара по делам печати
Вчера население Москвы было немало взволновано целым рядом сенсационных сообщений, помещенных в газетах «Московский Вечерний Час» и «Мысль».
«Вечерний Час» сообщает, например, что Харьков взят австро-украинскими войсками, что Ростов-на-Дону и Новочеркасск захвачены отрядами военнопленных.
Настоящим доложу до сведения товарищей—читателей, что все эти сообщения «Вечерняго Часа»—сплошная, наглая ложь, направленная к тому, чтобы поселить в рабочем классе Москвы панику.
В качестве комиссара почты и телеграфа я разговаривал вчера по прямому проводу и с Харьковым, и с Ростовом, где все спокойно, власть находится в руках местных Советов.
Кроме этих сообщений «Вечерний Час» поместил также ряд других таких же сенсационных и до наглости ложных сообщений, имеющих совершенно определенную цель.
Газета «Мысль», называющая себя органом трудовой интеллигенции, весь свой вчерашний номер заполняла такими же до наглости ложными сенсационными сообщениями, рассчитанными на создание паники и тревоги.
Помещен ряд ложных сведений о «кризисе Советской власти», о взятии Ростова, об угрозе Москве, убийстве Мартова, и пр., и пр. Весь номер газеты—сплошная ложь, явно умышленное сеяние паники и тревоги.
Настоящим постановил:
1) Дело «Вечернего Часа» и «Мысли» немедленно передать на рассмотрение трибунала по делам печати.
2) До рассмотрения дела трибуналом, газеты «Вечерний Час» и «Мысль» закрываются.
3) Редакторам «Мысли» И. С. Турительтауб и «Вечернего Часа» А. А. Кучис предлагаю немедленно же явиться в комиссариат по делам печати для препровождения их в распоряжение трибунала по делам печати. В случае неявки добровольно до 4-х часов сегодняшнего дня они будут приведены силой.
Дело «Вечернего Часа» и «Мысли» будет слушаться в трибунале печати завтра, 19-го марта.
Комиссар по делам печати В. Подбельский.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 061, 22 марта
|