Дамские моды сто лет тому назад
Есть что-то общее между модами 1799 и 1899 годов. И это можно уловить, как ни трудно разобраться в ворохе новостей, приносимых чуть не каждый день модными журналами. Сто лет тому назад совершенно так же, как и теперь, царило какое-то необыкновенное пристрастие ко всякого рода украшениям. Браслеты, кольца, колье, жемчужные повязки, бриллианты и аграфы в волосах, даже драгоценные короны — вот, чем украшали себя наши прабабушки...
С трудом только можно составить себе представление о том, как искусно, тонко размещались бриллианты так, чтобы не лезть в глаза. Еще украшали себя дамы тяжелыми золотыми цепями; и эти цепи подчас опускались до самых колен...
Талии носили тогда очень высоко, и застежкой для покрытого резными камнями пояса служила усыпанная бриллиантами пряжка. Все платье расшивали жемчугом в самых фантастических узорах. Платья делались из газа, и мода эта была так распространена, что их не переставали носить даже зимой, даже старухи.
До нас дошло письмо от 1799 года, писанное знаменитым в то время актером Фарьером и адресованное одной его знакомой. Оно целиком посвящено описанию парижских мод:
„Костюмы в настоящее время прямо восхитительны. Рукава носят выше локтей, пальцев на шесть выше. Их обвивают крест-накрест лентами, что тянутся потом по плечам, спускаются к талии и образуют пояс, заканчиваясь розеткой. Талии носят очень коротко, так что самые маленькие дамочки выглядят огромного роста...
Принято, чтобы дамы ходили пешком. И в одежде нимф, иначе я не могу выразиться, грациозно выступают они. При этом они придерживают платье так, что весь этот поток складок изящно умещается на хорошенькой ручке. А как они милы, как кокетливы, как плутовски поглядывают их глазки. Право, есть, отчего потерять голову!..
На головке красуется парик, а все остальное тело только прикрыто самыми легкими тканями. Туфельки делают из бледно-зеленого атласа.
Чулки — из белого шелка и расшивают розовыми или лиловыми стрелками.
Шляпы прямо громадные, плоски и свешиваются на бок. Их украшают большими бантами из разноцветных лент.
Но, право, в письме ничего не передашь, надо все это видеть собственными глазами. Даже вообразить себе нельзя, как это красиво!"
Сравните это описание с нынешними модами: разве здесь нет сходства?
—Долой все однообразное, все стесняющее в движениях!—вот главная задача.
Ведь и женщина fin de siecle носит те же газовые материи, тот же крэп. Разница только в том, что она вовсе не хочет выглядеть богинею. Ее заветное желание быть „человеком", свободным в движениях и антично прекрасным.
Огонек, №2, 13 (25) января 1900 г.
Еще по теме
|