По материалам периодической печати за январь 1918 года.
Все даты по старому стилю.
Москва, 11 января.
Да здравствует Учредительное Собрание!
Волею «правительства народных комиссаров» разогнано Учредительное Собрание. Разогнано за то, что оно оказалось «в подавляющем своем большинстве защитником интересов буржуазии».
Так говорят лидеры большевиков, так пишут большевистские газеты.
Народных избранников едва не расстреляли в помещении Таврического дворца; матросы и красноармейцы осыпали площадной бранью депутатов, а представители народа стойко и мужественно законодательствовали.
За что же разогнано Учредительное Собрание?
В каком из трех принятых Всенародным Собранием постановлений большевистская власть усмотрела «союз с буржуазией»?
Учредительное Собрание объявило Россию федеративной демократической республикой.
Этим законом Учред. Собр. определенно сказало всем народам, населяющим Россию, что отныне подлинное братское содружество должно сменить как властвовавший до революции гнет насильственного руссификаторства, так и разыгрывающуюся сейчас гражданскую войну между Великороссией и окраинами. Таков первый закон, принятый депутатами.
Затем, осуществлено вековое требование крестьянства. Вся земля и без выкупа передана народу. Отныне право частной собственности на землю отменено.
И, наконец, Учредительное Собрание постановило избрать из своего состава полномочную делегацию для ведения переговоров с союзными державами. Немедленное прекращение войны и заключение справедливого всеобщего мира—вот мандат, данный Учредительным Собранием этой делегации.
Социалисты-революционеры обещали русскому народу, своим избирателях: мир, землю к волю. Мир, и земля, и воля даны уже в законах, принятых Учредительным Собранием. Мало прожило Учредительное Собрание, но, воистину, много сделало.
И пусть власть имущие укажут, каким своим постановлением Учредительное Собрание предало интересы народа? Конечно, вопрос этот праздный. Ни для кого не секрет, не секрет это и для «правительства народных комиссаров», что вся вина Учредительного Собрания заключается в нежелании «народных комиссаров» передать свое право законодательствовать подлинным избранникам народа. Партия большинства Учредительного Собрания, социалисты-революционеры с изумительным хладнокровием избегала во время заседания поводов для конфликта с большевиками.
Но Лениным уже заранее был изготовлен декрет о роспуске Учредительного Собрания, тщетно были все стремления социалистов-революционеров предотвратить новое ужасное бедствие, разгон Собрания, на которое всей демократией возлагалось столько надежд.
Конечно, для «пролетарско-коммунистической партии большевиков», от имени которой говорил Бухарин, Учредительное Собрание «пережитой уже народной психологией—буржуазный предрассудок», для социалистов же подлинных парламент, всем народом избранный, парламентская борьба есть необходимое и наилучшее средство для достижения социальных преобразований.
Диктаторские вожделения Наполеонов большевизма никогда не создадут в России условий, при которых прекратилась бы кровавая анархия. Учредительное Собрание стало на путь прекращения анархии; оно своим законотворчеством успело разрешить три основных вопроса русской современности.
И каковы бы ни были ждущие превратности судеб, социалисты-революционеры неуклонно, непреодолимо будут повторять свои лозунги:
— «Вся власть всему народу.
Вся власть Учредительному Собранию.
Да здравствует Учредительное Собрание.
"Труд", 11 (24) января, 1918 г., № 229
Разгон Учредительного Собрания
Фактически Учредительное Собрание перестало существовать на другой день своего открытия. Назначенное на 6 января заседание не состоялось. В Таврический дворец никого не пускали.
Вечером 6-го января состоялось экстренное заседание Ц. И. К., на обсуждение которого совет нар. комиссаров внес декрет о роспуске Учр. Собрания.
Необходимость этого акта декрет мотивировал трафаретом—новой фазой русской революции, несоответствием с ней Учр. Собрания, как «венца буржуазно-парламентарной республики». Дальше шло обычное о буржуазии и «ее прислужниках» меньшевиках и с.-р., составивших большинство благодаря «старым спискам», что это большинство отказалось признать советскую власть и т. п.
С протестом против роспуска, кроме обычной оппозиции,—интернационалистов, выступили большевики—Рязанов и Лозовский. Характерно, что оба протестанта— представители профессиональных союзов.
Конечно, принятие декрета большинством было обеспечено. Так оно и вышло. —После выступления Ленина, говорившего полчаса в обычном большевистско - демагогическом стиле, декрет был принят большинством всех, против Рязанова, Лозовскаго и интернационалистов.
В Петроградском Совете вопрос об Учредительном Собрании разрешен был проще, но в том же духе. После речи Зиновьева принята была революция, в общих чертах повторяющая декрет о роспуске.
Дело Народа, 12 января 1918 г.
Еще по теме
|